Суспирия

Суспирия

Suspiria

2018

Лука Гуаданьино

в 2018 у меня было 10 ожидаемых фильмов - "Суспирия" - второй. Не всегда отношусь радушно в фильмам, которые пытаются реализовать уже кем-то созданный шедевр, будто мало тем и историй. Но этот фильм смог по-настоящему удивить.

Немного истории. В далеком 1977 вышел одноименный фильм итальянского режиссера Дарио Ардженто. Его считали и считают одним из лучших фильмов режиссера, некой вершиной итальянского ужаса. Сочетание музыки, красок, давящей атмосферы, танцы, постоянное напряжение, загадки и страх - как раз все, что нужно, чтобы не смогли усидеть на кресле кинотеатра.

Я совершенно спокойно отношусь к ужасам, они скорее вызывают у меня смех. Главное в этом жанре - тонкая нить психологизма и напряжения: так сильно натянуть струны разума зрителя, чтобы одним неловким движением или выпадом порвать их, дать испытать истинное волнение. "Суспирия" Ардженто это великолепно смогла осуществить.

Юная американка Сюзи приезжает в Берлин, чтобы учиться в прославленной танцевальной школе. Старое здание, где находится и школа, и пансион для учениц наполнено духом таинственности. Преподаватели и работницы школы-театры только женщины, ученицы - женщины. Сюзи сразу проявляет себя, ее подмечает ведущий хареограф школы мадам Бланк (Тильда Суинтон), и ей же выпадает честь - танцевать партию солистки в танце "Вольк" или "Фольк"(на самом деле, все произносят по-разному). НО это место досталось ей не просто: в школе происходят загадочные события, исчезновения, сама Сюзи страдает бессонницей и кошмарами.

Как и первый фильм, для съемок была использована пленка 35мм. Но цвета уже совсем другие. Гамма темных, дубовых тонов, серых, черных контрастирует с светлым небом или белым снегом за пределами театра.

Есть один мужской персонаж фильма, доктор Клемпер, с него и с героини Хлои Морец, Патришии, которая приходит на прием, начинается фильм. Нам дали загадку, престарелый доктор, потерявший жену во время Второй Мировой, становится главным детективом. Он хочет спасти девушек, но человек, который с трудом передвигается, не супер-герой, ему предстоит противостоять неведомому злу.

Суспирия

Критика фильма, постоянно сравнение с Ардженто, не дают зрителям расслабиться и насладиться атмосферой. Музыкой для Гуаданьино занимался Том Йорк - воистину сладкий получился саундтрек. Режиссер не пытается что-то спрятать, показать между строк, он дает нам картинку, предельно понятную. Не нужно думать, нужно освободиться от всех предрассудком и комментарием, и насладиться этим эстетическим удовольствием, как картиной в музее. Лука говорил, что это оммаж от просмотренной в детстве картины Ардженто, а не ремейк. То есть, режиссер хотел передать свои ощущения и свою визуализацию испытанных эмоций просто в рамках того же рассказа.

Единственный минус, но мой взгляд - смазанный, изрядно забавный конец. Порядка 2 часов ты наслаждаешься картинкой, а потом резко попадаешь в какую-то комедию абсурда: так тянешь жвачку, и в конце, она рвется и шлепает тебя по носу, и ты будто выходишь из гипнотического сна.