93 subscribers

Про живой город. Интегральная перспектива, как её можно увидеть из леса

Этот текст - мой ответ про свои принципы "Живого города", которые формулируют люди, присоединяясь к сообществу Живых городов.

Про живой город. Интегральная перспектива, как её можно увидеть из леса

Лев Гордон - основатель этого сообщества пригласил Союз Экопоселений и Экоинициатив сделать на очередном форуме живых городов День экопоселений (форум в этом 2020 году состоялся в "зуме" в связи с пандемией). Я вошёл в состав кураторов дня.

Программу мы сделали такую (ещё см. официальную страницу дня с фото участников), есть видео со всего дня (вступительные слова - первый час, все 9 часов целиком). Я готовил и вёл сессии про "ВДНХ экопоселений" и "Эволюция горожанина в экопоселении. Эволюция поселения" и помогал с подготовкой сессии с Andrew McMillion и Игорем Польским про "Модель биоцентрического поселения и посткризисную надежду".

* * *

Теперь вернемся к приницпам: что должен делать город, чтобы быть живым? Вот, что получилось у меня, после 5 лет жизни вне городов.

1. Смысловым признаком города для меня стала формулировка услышанная от Данияра Юсупова:

"Город - это место реализации возможностей".

2. Во что обходится город, как физическая сущность, всей биосфере и негородскому населению мне стало понятно из книги Кэролин Стил "Голодный город", в России изданной "Стрелкой". Город это социально-простанственный организм, который живёт в своих собственных интересах за счет потребления ресурсов вне своего пространства. Я не знаю городов, живущих в балансе с окружайщей их средой без эксплуатации внешних ресурсов (в исключительно одностороннем порядке).

3. В финском языке (самобытном и точном в описании понятий) город - это "kaupunki". "Кaupa" - магазин. Что напоминает о происхождении самого явления города, как места где торгуют, обмениваются товарами и информацией. Город - это ярмарка (Jahrmarkt - с переводе с немецкого - ежегодный рынок) участники которой не разъехались, а "застряли" в этом, изначально сезонном, пространстве-событии.

4. Крестьянин интегрален, а точнее целен, целостен с рождения и до смерти. Ему хорошо известно откуда берутся еда и вещи - он участвует в их жизненном цикле от начала и до конца. Он знает также, как этот цикл связан с циклами и явлениями природы. Среднестатистическому горожанину редкая школа и разве что кафедра экологии в университете могут дать схожее естественное _знание_, но даже в них невозможно получить подобный _опыт_. Вероятно, ещё большей интегральностью обладают коренные народы и они к формату города не приходят в принципе.

Поэтому сейчас я могу сказать, что для меня живой, интегральный город это:

а. как уже заметили Гратовски, скорее "когда", чем "где". Место реализации возможностей всё больше смещается в сеть сетей (Интернет). А физическое пространство - это фестиваль/кемпинг/поляна/берег куда собираются на несколько дней, неделю, максимум месяц - чтобы обновить имеющиеся связи и создать новые, обменяться энергиями/эмоциями и опытом. Это пространство, которое берётся у биосферы взаймы на такой срок и объём, чтобы затем она смогла легко восстановить свой естественный баланс.

б. жители-горожане, которые видят целостную картину мира, "связь всего со всем". Их жизнь идет без накопления экологического-ресурсного долга перед будущими поколениями. И даже если они покупают, что-то в магазине (физическом или в интернет), например, овсянку, то в лицо знают директоров и собственников компании производителя и компании продавца, на каких полях и как этот овёс рос, кто и как его сеял, лелеял и собирал. И делают так не потому, что так правильно, а потому, что не могут по другому.

* * *

А также я помню, что такие очевидные, "вечные" общественные структуры/организмы как город или школа существовали не всегда, а относительно истории Земли (и даже истории человечества) появились совсем недавно. И вполне может быть, что и город в скором времени мы тоже перерастём, как дети перерастают детскую песочницу, и в новом качестве вернемся в леса и на берега и/или освоим океаны и/или заселим другие планеты.