93 subscribers

Тьюторы и коллайдеры. Мастера и кружки. Новая-старая онтология образования.

<100 full reads
165 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 37% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Даже топовые университеты сегодня превратились в поставщиков массового учебного процесса (и результата). Но можно и важно искать альтернативы.

Предисловие из 2019 года к новому "изданию" статьи

Первая версия этого текста вышла в тематическом номере "Бизнес будущего" издания Slon.ru (ныне Republic) в 2013 году.

С тех пор в медиа я встретил две истории, где сильные студенты поступившие в лучшие российские университеты пишут о том, почему они неприятно удивлены уровнем образования в своих вузах.

Значит действительно самым образованным и выдающимся выпускникам сильных российских школ трудно найти себе место в нынешней системе образования. И такая ситуация характерна не только для России. Поэтому я решил снова опубликовать свой текст - на этот раз на социальной площадке Яндекс.Дзен.

Студенты петербургских вузов - участники программы Game|Changers на выездном исследовании в московском институте "Стрелка". 2012г.
Студенты петербургских вузов - участники программы Game|Changers на выездном исследовании в московском институте "Стрелка". 2012г.

***

Слова и смыслы

У Станислава Лема в рассказе «Футурологический конгресс» не без иронии описан такой подход к прогнозированию будущего – ​ лингвистическая футурология​ . Ученые составляют новые слова из фрагментов уже существующих слов и затем разбираются: что они могут значить, как они будут связаны с новыми объектами или феноменами.

Мы же слишком сильно привязываемся к уже привычным словам. Например, в дискуссиях о будущем высшего образования всегда фигурирует слово «университет», меняются лишь прилагательные – «исследовательский», «предпринимательский», «экспериментальный». Но для описания новых форм передачи знаний, опыта и смыслов нужны и другие слова. Возможно, не просто слова, а целая онтология.

Стипендия для бросивших университет

Один из самых успешных и мудрых предпринимателей и инвесторов Кремниевой долины Питер Тиль учредил стипендию ​The Thiel Fellowship​: $100 тысяч на два года для тех, кто не идет в университет или бросает учебу, чтобы сосредоточиться над своими проектами, исследованиями и самообразованием, не отвлекаясь на традиционные образовательные форматы, которые слишком часто походят на ритуалы. Даже топовые университеты развитых стран, намекает Тиль, уже не удовлетворяют потребности одаренных и активных молодых людей в саморазвитии.

Стипендия Тиля – важная и системная альтернатива. Формат программы подразумевает активную работу с менторами и формирование небольшого, но эффективного сообщества – молодых, думающих, пассионарных людей, которые варятся в кругу своих уже многое сделавших старших коллег. Сигнал, на который приходят кандидаты, звучит так: «Rather than just studying, you’re doing» («Вы не просто учитесь, вы делаете»).

Да, такая система нацелена только на узкий круг людей. И тут самое время признать, что университет, когда-то созданный как место, где немногие учат немногих, стал ритейловым и массовым. И именно эта ниша – немногие с немногими, но для больших открытий и свершений – становится все более пустой.

Кто может быть заказчиком такого неочевидного образования? И как может быть организовано финансирование, ведь вложения значительные, а риски существенные? В образовательных программах без каких-либо стандартов, традиционных критериев качества и других инструментов, с помощью которых можно предсказать и гарантировать нужный заказчику результат, инвестиции в образование превращаются в венчурное финансирование – с возможностью непредсказуемого прорыва или полного фиаско.

Сегодня, когда говорят о венчурных инвестициях в образование, имеются в виду вложения в образовательные стартапы. Но следующий этап – это инвестиции в развитие людей и тем самым во все возможные исследования, проекты и стартапы, которые они смогут сделать с течением времени. Это инвестиции в человека, в его уникальный взгляд на вещи, способность мыслить, синтезировать идеи, организовывать, вести за собой, и уже во вторую очередь – в продукт, который он способен создать.

Факультет да Винчи​

Увидеть нового игрока, новый формат можно, как это часто бывает, заглянув далеко в прошлое. Когда процесс передачи знания не был обременен формальными институтами, ученики собирались вокруг конкретных личностей. На какой кафедре или факультете могли бы преподавать Пифагор, Авиценна, да Винчи, Ломоносов? На многих. Но зачем здесь искусственные границы? Если бы да Винчи был нашим современником, на его факультете можно было бы сразу заниматься рисунком, архитектурой, инженерным делом и физиологией.

Пример из нашего времени: Себастиан Трун, основатель Udacity (проект массовых онлайн-курсов) и бывший руководитель Google X Lab. На его «факультете» можно заниматься одновременно как компьютерными науками и искусственным интеллектом – применяя свои навыки в создании автомобилей без водителя, – так и предпринимательством в сфере образования, управлением прикладными разработками.

В театре что-то подобное было всегда. Мастер набирает группу, ведет ее на протяжении всего времени обучения и делает с ней реальный проект – спектакль. Они работают со звездами, учатся у них, а некоторые потом сами становятся звездами.

Осталось подобрать слово для такого вида отношений, где на протяжении нескольких лет успешные личности, совмещающие разные дисциплины и разные профессии – ученый-предприниматель, инженер-педагог или актер-продюсер, – напрямую обмениваются опытом, навыками, видением, драйвом и инициативой с выпускниками школ. Именно обмениваются, а не передают – процесс изначально двусторонний.

Таких школьников, готовых к самостоятельному образованию, способных делать свои исследовательские проекты и самостоятельно выстраивать учебные траектории, немного. Это не обязательно звезды – особо талантливые, одаренные дети, которые учатся в сильных школах и быстро обнаруживаются на олимпиадах. Часто это могут быть "середнячки", которые своим интересом и способностью сосредоточенно работать на результат ежедневно доказывают свое право работать и учиться в такой среде. Их находить сложнее. Но и они постепенно становятся заметны – либо участвуют в конкурсах проектов, либо входят в профильные сообщества и т.д.

О необходимости нового слова для таких отношений я рассказал Игорю Агамирзяну из Российской венчурной компании (в 2016 году он перешел работать в НИУ ВШЭ на позицию вице-президента). Он практически моментально ответил:

«Так это же тьюторитет!»

По-английски – tutority. Здесь мастера и учителя – это тьюторы, люди, которые не учат, а создают почву для того, чтобы учащийся сам построил свою образовательную траекторию.

Тьюторы – это тоже не обязательно знаменитости и звезды. Важно, что это профессионалы, известные на стыке нескольких профессиональных миров и в каждом пользующиеся уважением среди коллег. Это люди, в деятельности которых размываются границы между наукой и бизнесом, образованием и искусством, предпринимательством и творчеством. Такая позиция позволяет им видеть, в каких направлениях развиваются их подопечные, и при этом помогать тем с ресурсами, будь то контакты с другими профессионалами, бюджеты для образовательных поездок или лабораторных опытов.

Тьютор – человек занятой. Он берет к себе одного-трех подопечных – тьюти, причем выбирает их исключительно на личностно-эмоциональном уровне. В венчурном мире такие отношения между основателями стартапа и инвестором называют traction. А тьютор – это и есть социальный инвестор в стартап-личность своего тьюти.

Режиссеры для индустрий

В каких областях и для каких ролей нужен тьюторитет? Например, возникла большая потребность в биоинформатиках: специалистах, одновременно хорошо понимающих и биологию, и компьютерные науки. Таких специалистов требуется много, и их подготовка – задача университетов. Но еще более необходимы люди гораздо менее массового профиля, те, что уже формируются как сильные биоинформатики, но в ком есть способность и интерес к написанию и исполнению сценариев развития этой только формирующейся индустрии.

Это люди, которые будут строить новые компании, строить программы обучения, вести отраслевые исследования, заниматься популяризацией и т.п. Тьюторитет – как раз такая платформа, которая способна притягивать будущих сценаристов, режиссеров и героев индустрий. Проекту ​«Геном человека»​ удалось написать отличный сценарий развития биотеха на несколько десятков лет вперед, а компании вроде 23andMe успешно режиссируют истории по этому сценарию (расшифровка генома по слюне, все включено).

То же самое можно сказать про урбанистику, космос, государственное управление и многие другие области. И тьюторитет привлекателен для самих тьюторов. Все пять человек из совершенно разных отраслей, к кому мы обращались с предложением выступить в такой роли, уверенно отвечали: «Да!» Для них это возможность создать вокруг себя собственную школу, не входя в долгие и формальные отношения с университетами и не тратя времени на поиски молодых активных людей, с которыми они совпадают по интересам и по культуре.

Интерес и мотивацию к обучению задают не только люди, но и амбициозные задачи.

Практик и теоретик изменений в образовании Дмитрий Песков (ныне директор направления "Молодые профессионалы" в Агентстве стратегических инициатив и представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития) как-то написал в своём Facebook:

«Что поражает в нашем управлении образованием – это консерватизм и неспособность к риску. Кажется, это поколенческое. Между тем в 30-е годы лучшие институты создавались тридцатилетними и под конкретные цели. Если бы я создавал такой институт сегодня, то делал бы его под конкретную задачу – например, дешевый гиперзвуковой беспилотник, и собирал бы из молодых ученых и инженеров, давая им право много раз ошибаться и право учиться у мировых лидеров...».

Дешевый беспилотник – хорошая задача не только для института. В формате тьюторитета такая структура могла бы называться челленджитет (challengity).

Самоуправляющиеся автомобили Труна – еще один пример такой темы. А самый успешный создатель челленджитетов сейчас, пожалуй, Элон Маск с его Tesla, Space X, Hyperloop.

Лидерство и алхимия​

Чтобы осознавать большие задачи и иметь смелость их перед собой ставить, необходимо видеть широкую картину мира, видеть лес за деревьями организаций, отношений, технологий, продуктов, идей. Тогда появляется способность чувствовать тренды, угадывать будущих лидеров, видеть точки роста и выращивать «черных лебедей».

Широкая картина мира (да, университеты в теории как раз должны работать над ней, но как часто на практике студентам действительно удается получить ее в своем вузе?) очень полезна и для профориентации. Три года назад (в 2010 году) в Петербурге мы объявили о наборе участников на годовой межвузовский вики-курс «Введение в индустрию ИТ». Мы​ описали​ программу курса, пообещали показать правила игры в ИТ-индустрии и то, какая алхимия в ней творится. В вузах повесили скромное бумажное объявление о приеме на бета-версию курса, где участники станут работать над содержанием курса наряду с кураторами. Все тексты были на английском языке, чтобы уже на входе появились сильные кандидаты.

Карта исследований для сезона Game|Changers 2011-2012
Карта исследований для сезона Game|Changers 2011-2012

Результаты превзошли наши ожидания. В пилотную группу на восемь человек конкурс заявок составил девять человек на место. Тогда мы начали понимать, что к нам приходят необычные студенты: это не столько даже активисты, интересующиеся лидерством, сколько геймченджеры, с уже широким кругозором, сильными аналитическими способностями, умением работать, задавать вопросы, сомневаться и с готовностью разбираться в правилах игры.

Сильный состав студентов позволил легко приглашать руководителей индустриальных ассоциаций, ИТ-стартапов, агентств и фондов, практически любых профессионалов и первых лиц из российской ИТ-сферы, проводить занятия в офисах их компаний.

Тьюторы и коллайдеры. Мастера и кружки. Новая-старая онтология образования.

Осенью 2012 года, когда у нас шел уже второй сезон курса, переросший в образовательно-исследовательскую программу Game|Changers, уже упоминавшийся Питер Тиль прочитал в Стэнфорде курс о стартапах. Из доступных ​ конспектов​ видно, что на самом деле это курс о картине мира, введение в текущий социально-исторический контекст. И точно так же, чтобы картинка была многомерной, Тиль приглашал своих друзей и знакомых – предпринимателей, ученых, инженеров (на основе курса затем вышла его книга "От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее"). Широкий международный контекст стараются дать своим студентам, например, и кураторы института «Стрелка», и организаторы датской программы по социальному предпринимательству Kaos Pilots.

Наш маленький коллайдер

Пока в стране один за другим возникали инкубаторы и акселераторы для проектов, мы строили свой маленький коллайдер для людей. Студенты и некоторые эксперты разгонялись у нас на глазах, сталкивались друг с другом. Высвобождавшаяся энергия шла в нескольких направлениях. Студенты или эксперты меняли свою траекторию на более подходящую для них; по отдельности или совместно развивали проекты; меняли правила игры в своем окружении.

Одни выпускники программы работают в российских и международных компаниях или создают стартапы. Другие бросают вузы, строя образовательные курсы под себя. Третьи вместо изначального плана уехать на Запад, чтобы там заниматься наукой, остаются в родном университете, где создают лабораторию нового типа. Челленджитеты студентов и выпускников тоже отличаются масштабами и целями: от исследования экосистемы новой отрасли для транснациональной корпорации до инженерного кружка для школьников, которые ​ сами собирают и запускают​ зонд в стратосферу.

Проект школьников клуба YES^TM при поддержке ФМЛ №239 и кафедры "Теоретическая Механика" СПбГПУ.
Проект школьников клуба YES^TM при поддержке ФМЛ №239 и кафедры "Теоретическая Механика" СПбГПУ.

Они могут взглянуть чуть дальше стандартной цепочки школа – вуз – работа и задуматься о своем пути.

Кураторам Game|Changers такой коллайдер помогает развивать и другие свои инициативы: из участников проекта составлена команда петербургского Института биоинформатики. Наша выездная школа-коворкинг Nёrd Camp на Финском заливе переросла в международную не-конференцию новых образовательных программ Education Engineering Days​ ("Дни о проектировании образования"), которую мы cделали в Хельсинки, а затем переродилась благодаря "ядерному физику" Андрею Афанасьеву и его друзьям в подмосковный лагерь yCamp для учёных, инженеров, предпринимателей и художников.

Часть не-конференции 'Education Engineering Days'  - встреча с сотрудниками фабрики дизайна Университета Аалто в Хельсинки, 2013 г.
Часть не-конференции 'Education Engineering Days' - встреча с сотрудниками фабрики дизайна Университета Аалто в Хельсинки, 2013 г.

За три года нашей работы мы увидели, что университеты с большим интересом относятся к необычным и независимым начинаниям на образовательном поле. Наша программа встроилась в экосистемы многих петербургских вузов, от СПбГУ и ИТМО до ВШЭ и Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Мы не берем денег со студентов, а работаем как гибрид некоммерческой организации и социально-ориентированного бизнеса. Часть ресурсов – например, помещения, время экспертов и преподавателей – предоставляют вузы и компании. Финансирование программы устроено так же, как в организациях социального предпринимательства: часть средств дают спонсорские взносы и гранты, а часть – коммерческие проекты и мероприятия.

В нашем эксперименте мы опробовали неуниверситетский подход к работе с сильными студентами и взрослыми геймчейнджерами. И есть уверенность, что тьюторитеты успешно впишутся в образовательный, исследовательский и проектный контекст любого крупного города. Они станут новым видом если не институтов, то лабораторий развития для людей, сообществ, компаний, третьего сектора и государства. Повестка таких лабораторий будет строиться на видении и задачах отдельных сильных личностей и их команд. Сочетая коммерческие, венчурные и филантропические источники финансирования, они добьются устойчивости.

***

В подготовке текста участвовали Иван Бут, Алёна Маркович and Антон Шириков. Англоязычная версия опубликована на Medium.

Экология, мастера и кружки (послесловие из 2019 года)

Программа Game|Changers и наш небольшой коллектив действовали 4 года. Из-за проблем со здоровьем я перестал работать на полную ставку и в 2014 году мы закрыли программу. Выпускники программы начинают занимать позиции в бизнесе, науке и государстве, где они участвуют в принятии важных решений. За прошедшие 6 лет c момента публикации статьи моя собственная система координат (и ценностей) сильно изменилась. Я перестал верить в технологический-экономический путь развития человечества и ушёл из города учиться жить простой сельской жизнью с меньшей потребительской нагрузкой на природу.

В этом новом окружении мне стало очевидно, что приоритеты современной цивилизации и её колониальный метод развития, уже нарушили экологический баланс так, что точка невозврата возможно уже пройдена - среда обитания для внуков и правнуков нынешних поколений может оказаться мало пригодной для жизни.

Некоторым школьникам с ещё ясным сознанием труднее чем взрослым развидеть, то как мы (и я в том числе) своим привычным образом жизни уничтожаем биосферу. Китайский бизнес вырубает леса в Сибири -ай-ай! Но, на самом деле, это не китайский бизнес - это я делаю, потому что покупаю вещи made in China. И теперь уже даже не студенты, а школьники задают неудобные вопросы об экологии и образовании. Всемирно известный пример Греты Тунберг, которая не понимает, зачем учиться, если будущего не будет? И российский пример профсоюза школьников, в статье "Объединение детей — вопрос времени" историю комментриует директор школы "Апельсин" Дмитрий Зитцер.

* * *

Сейчас я вижу, что формат тьюторитета, может сработать не только для сильнейших из самых сильных студентов, которые так или иначе окажутся в столицах или за рубежом, но и для "размагничивания" ведущих российских университетов. Эти вузы притягивают в мегаполисы большинство думающей и интересующейся молодежи из малых городов, посёлков и деревень. "Кружок" одного состоявшегося мастера сочетающего несколько дисциплин или небольшой группы профессионалов в ряде профессиональных областей может стать и в малом городе той живой образовательной средой, достаточно питательной чтобы (с учётом современных достжений интернет-технологий) заменить собой университетскую среду Москвы или Петербурга. Такое возможно за счёт более фокусного, почти индивидуального подхода и близости к трудовой деятельности с первых же месяцев учёбы. Более того, для состоявшегося в мегаполисах или за рубежом специалиста такая роль - мастера, куратора кружка может оказаться делом мечты, если он решил совершить town shifting и сменить быстрые городские ритмы на спокойствие, чистый воздух и близость леса на окраине малого города. Подобные кружки могут стать и катализатором развития появляющихся последние 20 лет экопоселений и возрождаемых переезжающими на землю горожанами сёл и деревень.

* * *

Если толковым детям и подросткам кажется, что взрослые делают что-то странное, не понятное или ошибочное, возможно, что так оно и есть. Многие взрослые забыли умение "быть как дети" и потеряли способность задавать простые вопросы, узнавать голых королей и просто видеть вещи такими, какими они есть.

Надеюсь, что примеры и идеи собранные в этом тексте помогут читателям (и мне самому) ставить в том числе "детские" вопросы и выбираться из шаблонов и маленьких коробочек привычных понятий, придумывать новые и вспоминать забытые слова, открывать и пробовать новые понятия и подходы. Так, чтобы в результате нам удалось проснуться и увидеть пути для наиболее гармоничного развития в балансе с окружающей средой и нами самими.