MathForChildren
45 subscribers

Что дают ребенку индивидуальные занятия с репетитором

Что дают ребенку индивидуальные занятия с репетитором

Добрый вечер!

Некоторые мысли долго бродят в голове и не очень понятно как их полностью сформулировать хотя бы в виде заметок в блоге.

Что влияет на эффективность работы репетитора с учеником?

В начале своего репетиторского проекта я думала над тем, какие методы и инструменты, литературу надо использовать в своей работе, чтобы дать ребенку максимум пользы и знаний за час, отведенный для занятий.

Сейчас, когда позади уже несколько лет опыта индивидуальных занятий с детьми, я все более понимаю, что кроме знаний предмета и умения его объяснить, так чтобы было понятно и интересно, есть еще один очень важный фактор эффективного обучения. Это установление контакта между педагогом и учеником. Этот процесс очень индивидуален и строится по-разному с каждым ребенком. В построении контакта я не использую каких-то методологий или советов гуру, скорее руководствуюсь интуицией и стараюсь в общении с учеником быть открытой и внимательной.

Решая разные математические задачи, с частью из них ребенок справляется самостоятельно, где-то испытывает сложности. Не достаточно понятно объяснить метод решения задачи и потом закрепить его на практике. Важно объяснить, что в процессе любого обучения человек (и ребенок, и взрослый) естественно сталкивается со сложностями и дать в руки простые инструменты как с этими сложностями справляться. И быть рядом, когда ребенок сначала с Вашей помощью, а потом все больше и больше-самостоятельно, учится учиться.

Часто на первых уроках ребенок воспринимает не всю информацию, воспроизводит привычную модель общения ученик-учитель, где учитель воспринимается как фигура контролирующая и оценивающая. Доверие в отношениях ученика и репетитора приходит постепенно, с кем-то быстрее, с кем-то медленнее, что зависит от многих факторов, в том числе сходства характера, темперамента, интересов. Ускорить процесс установления доверия, на мой взгляд, не возможно, так как это процесс двусторонний, репетитор со своей стороны открыт, доброжелателен, постоянен, последователен, честен, ученик постепенно регулирует дистанцию и все больше начинает открываться, что выражается, например, в отсутствии страха допустить ошибку, сокращении такой обратной связи, как "я не знаю как это решать, Вы мне объясните" или "я забыл". Диалог начинает носить конструктивный характер и я всегда чувствую, что изменение наступает тогда, когда ученик начинает проявлять инициативу, задавать вопросы, связанные с ситуациями в школе, в которых он не знает как поступить или не понимает, что происходит или будет происходить (как учитель выставляет оценки, чего ждать от ВПР, сложно ли учиться в специализированном классе,...), просит объяснить то, что не понятно в школьной программе и уточняет условия или контекст задачи по ходу нашего занятия. Ученик слушает и слышит все мои рекомендации и начинает применять их тут же на нашем занятии, не забывает о них после урока, использует в школе, и потом с удовольствием делится со мной впечатлениями о том, как и что ему уже помогло и над чем надо еще поработать.

Процесс установления контакта может занять не один день и даже месяц, это не значит, что это время тратится впустую, задачи решаются, предметные знания усваиваются. Просто в контакте , когда есть доверие с 2х сторон, возможности обучения расширяются, растут темп и результативность обучения.

В прошлом учебном году получилось поработать с несколькими детьми в течение всего учебного года и я горжусь достигнутыми результатами и очень ценю атмосферу открытости и доверия в нашем контакте. С этими детьми мы продолжим занятия в наступающем учебном году, потому что так много открытий в мире математике у них еще впереди! Я готовлю для ребят новые интересные задачи и с радостью жду начала занятий.

А как Вы оцениваете актуальность и важность темы доверия и контакта в отношениях ученика и репетитора? Буду рада, если Вы поделитесь своим мнением или опытом в комментариях.