Типичные ошибки начинающего маркетолога

22 January 2019

Немногие, поступая в институт на специальность “Маркетинг”, представляют, на что будет похожа их профессиональная деятельность по окончанию учебного заведения. Когда я получала высшее образование по этой специальности, в 2003-2008 гг., под маркетингом понимались исследования рынка и реклама, еще не существовало отдельных направлений как PR и тем более брендинг, а социальные сети только зарождались в принципе. И все равно, выйдя на свою первую работу сразу после получения диплома, я столкнулась с разночтением. Босс попросил разработать “стратегию маркетинга” - какая ответственная и интересная задача, обрадовалась я. И побежала заниматься аналитикой, сегментированием и позиционированием. Оказалось, под стратегией в этой компании понимался всего лишь медиаплан.

Спустя десять лет топ-менеджмент компаний должен был измениться - люди, которые будут первыми начальниками свежеиспеченных маркетологов, скорее всего, получили бизнес образование и могут отличить стратегию от тактики, маркетинг в широком смысле слова от продвижения. И все же, первое, что стоит сделать, приступая к новой работе - выяснить, на одном ли языке вы общаетесь с руководством, в каком виде от вас ждут результата, чем будут его измерять.

Мне повезло приходить на абсолютно новые позиции, но если маркетолог в штате компании был давно - прежде, чем позволить текуче затянуть себя, вникните в стратегию, если она есть. Если вы своим незамыленным, пусть недостаточно опытным взглядом, видите пробелы - не бойтесь поделиться соображениями с коллегами. Но делать это нужно тактично, без снобизма и полной самоуверенности в своей правоте. Часто начинающие специалисты в силу отсутствия широкого кругозора в профессии не могут объективно оценивать ситуацию и делают поспешные выводы. Если они подаются с изрядной долей самомнения - вас в лучшем случае проигнорируют, в худшем - перестанут воспринимать всерьез. При этом, многие компании специально берут вчерашних студентов в штат, с незашоренным мозгом - чтобы дать возможность новым неожиданным идеям появляться, начать замечать те недостатки в бизнесе, к которым все уже слишком привыкли.

Еще один совет начинающим маркетологам - присев за свой новый рабочий стол, не выбрасывайте накопившийся материал от предыдущего специалиста. Изучите всё, что вам предложат в компании, чтобы разобраться со структурой, регламентами, маркетинговой стратегией, философией бренда, бизнес-процессами. А потом разберите все, что осталось от прежних коллег в ящиках стола и на сервере - не утвержденные планы, образцы рекламных кампаний, обзоры рынка. Маркетологи - не бухгалтеры, не всегда на жестком диске будет идеальный порядок. Помните об этом и с первых дней продумайте свою иерархию документации - так будет проще и вам через месяц или год найти нужные файлы, и вашим последователем будет легче войти в должность. Да, ваша работа - это скорее, временно. Вы ведь не собираетесь всю жизнь быть маркетологом? Кто-то вырастет в менеджера, руководителя отдела или найдет себя в смежном функционале, в продажах, например. А если повышения не случится - нет ничего криминального в естественном желании развиваться, но уже в другой компании. Средняя продолжительность работы маркетолога на одном месте - 1,5 года. Средний максимум - 3 года, если вы работаете дольше на одной и той же позиции, к вам могут возникнуть вопросы у будущих работодателей. После двух циклов сложно сохранять прежний интерес к делу, находить по-настоящему оригинальные решения, которые еще не были использованы.

Другая причина текучки среди маркетологов - деятельность этого специалиста практически никогда не может гарантировать результат, в случае провала какой-нибудь акции чаще других оказываются крайними именно маркетологи. Все хотят немедленного результата и не понимают, как работает накопительный эффект от маркетинговых активностей. Коллеги из финансового департамента будут урезать бюджет, если не увидят максимальных показателей эффективности. Никто не хочет, чтобы вы получали опыт ошибок за счет бюджета фирмы. Хотя одни и те же инструменты, которые хорошо себя показали недавно в той же компании в схожих условиях, могут по разным причинам не сработать снова. Эти моменты важно объяснять всем заинтересованным лицам, демонстрировать прозрачность распределения ресурсов, не зарываться в работе, постоянно давать обратную связь. Маркетологи - самая загадочная и спорная должность для коллектива, демонстрация работы - часть работы. Ну и с KPI лучше определиться на берегу, то есть до старта активных действий решить для себя и утвердить с лицами, принимающими решение (а это не только ваш непосредственный руководитель, но и смежные службы, топ-менеджеры, акционеры), как вы будете оценивать эффективность проводимых и оплачиваемых из бюджета компании мероприятий. Помните о том, что цели должны быть SMART. Все, конечно, будут настаивать на привязке показателей к продажам, но в как специалист должны объяснить, что “количество упоминаний”, “узнаваемость”, “лояльность бренду” - это показатели, которые влияют на продажи, хоть и не обеспечивают их моментальный скачок.

Будьте логичны, открыты и последовательны, дружите со всеми отделами, дайте себе время и пусть ваша новая профессия станет вашим любимым делом.