Асимметричный ответ Боба Дилана ("John Wesley Harding", 1967)

<100 full reads
124 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 38% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Асимметричный ответ Боба Дилана ("John Wesley Harding", 1967)

BOB DYLAN

"John Wesley Harding" (1967)

Асимметричный ответ Боба Дилана ("John Wesley Harding", 1967)

Боб Дилан записывал этот альбом после длительного пребывания в госпитале, где он несколько месяцев пролежал обездвиженный. Долгое время было неизвестно - выживет ли он после страшной мотоциклетной аварии.

Он выжил. После того как Дилан сумел подняться с больничной койки, он в течение ещё нескольких месяцев учился ходить заново. 

Почти год Боб Дилан был вне музыки и вне "крысиной гонки", а когда вернулся, то записал выдающийся альбом, мало похожий на всё, что творилось в роке образца "1967".

Это был дилановский ответ на битловского "Сержанта".

Альбом "Джон Весли Хардинг" вышел в свет за несколько дней до нового 1968 года. Его названием стал мисспелл от имени знаменитого техасского стрелка Джона Весли Хардина (John Wesley Hardin) - одной из легенд Дикого Запада времен его покорения.

На вычурный барокко-рок Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band, изобилующий студийными ухищрениями, наполненный композиционными и мелодическими изысками, оснащенный театрализованной буффонадой концептуального обобщения, Дилан ответил нарочито "асимметрично" - он записал простой, до примитивности, гитарный кантри-рок.

Никаких аранжировочных вывертов и студийных эффектов. Для записи JWH Дилан не стал приглашать звездных супер-гостей - сессионеров, он обошёлся лаконичным аккомпанементом нэшвильских кантри музыкантов из состава Area Code 61.

Потёртые Джинсы Vs Расшитый Камзол.

Джон Весли Хардинг Vs Сержант Пеппер.

Весь материал был записан Диланом за три студийных сессии. Большая часть музыки альбома: Дилан, в качестве вокалиста, гитариста, пианиста и харпера + ритм-секция (бас- Чарли МакКой и барабаны - Кеннет Эй Баттри). На двух песнях партию pedal steel гитары записал Пит Дрэйк.

Справедливости ради, надо сказать, что Дилан не планировал изначально такого минималистического саунда для своего нового альбома. Ему хотелось украсить песни и клавишными партиями и развернутыми гитарными соло. Для этого он пригласил в студию своих проверенных соратников - Робби Робертсона и Гарта Хадсона из The Band и дал послушать то, что было записано на сессиях с МакКоем и Баттри.

Робби и Гарт должны были послушать и обдумать свои будущие инструментальные наложения на получившихся трэках. И они честно послушали.

И также честно вынесли свой вердикт: песни звучат идеально именно в таком лаконичном варианте, что-то еще туда добавлять - значит испортить красивый и натуральный организм искусственными протезами.

В итоге были добавлены только партии Дрэйка (трэки - "Down Along the Cove" and "I'll Be Your Baby Tonight")

Восьмой по счету альбом Боба Дилана, первый после чуть не погубившей его аварии - это простые по музыке и, как всегда, не простые по лирике, короткие песни. Почти каждая из них стала классикой.

- All Along The Watchtower -

"Сторожевая Башня" - энигматичная баллада, не дающая покоя конспирологам, мистикам и дилановедам всего мира уже более полувека. А начиная с того момента, как Джими Хендрикс (через год после выхода оригинала) оседлал эту песню, подкинув в её двигатель целый табун лошадиных сил, только ленивый, из числа блюз-рокеров, не покатался на этом болиде, упражняя свои пальцы в импровизационных поворотах.


Хитроумный мистер
Роберт Аллен Циммерман имеет теперь полное право каждое утро, всматриваясь в зеркало, напевать себе под нос гнусавым голосом: "Ай да Дилан! Ай да сукин сын! ...

"There must be some way out of here," — said the Joker to the Thief "

и довольно встряхивать свинью-копилку, набитую серебряными долларами, у своего уха. Гениальная песня будет кормить его и его потомков до скончания века.

- I'll Be Your Baby Tonight -

"Я буду твоим бэби этой ночью" - ещё один петый-перепетый другими исполнителями дилановский шедевр, которым Боб утёр носы всем патентованным сочинителям карамельно-любовных баллад. Будущий нобелевский лауреат показал как можно, не ударяясь в сопливость и банальщину (но не особо их чураясь, а творчески переформатируя), сочинять вечнозеленые лавсонги.

- Ballad of Frankie Lee and Judas Priest -

Песня, которая дала название одной из самых почитаемых в "тяжёлом сообществе" групп.

Judas Priest стало тем названием, которое уже само по себе сделало половину дела. Мастерам литейного цеха, гордым коженосцам и цепе-заклёпко-носителям из Джудас Прист оставалось только соответствовать выбранному имени и "держать фасон".

- титульная песня -

тоже дала имя одному (умеренно) популярному в Америке фолксингеру (John Wesley Harding). Я пока слабо знаком с его творчеством, но то, что довелось услышать у него, вызвало симпатию и желание поискать его альбомы (пока без особого результата, к сожалению).

Все эти зонги, в оригинальном исполнении Дилана, великолепны в своей стильной простоте. Лапидарность аранжировок и вокальной подачи в сочетании с изощрённым психологизмом и поэтической глубиной сделали альбом John Wesley Harding одним из эталонов жанра. Есть все основания полагать, что он (альбом) стал одним из прародителей новомодных стилей Americana и Alt-Country.

Вне всяких сомнений и тот факт, что JWH - одна из лучших дилановских songs collection.
Пожалуй, что только
Брюс Спрингстин своей "Небраской" сумел достичь чего-то подобного, сочетая исполнительский минимализм с внутренним напряжением и идейным наполнением почти шекспировского уровня.

 Если же вернуться к "ассиметричному ответу" на Сержанта Пеппера, то лично я не могу нынче не признать: звучавший когда-то как революционное откровение Сержант сейчас уже выглядит винтажной архаикой, а казавшийся архаичным Хардинг вдруг обрел почти ультрасовременный блеск "американы" - для меня лично, во всяком случае.

Признаюсь: простые джинсы мне сегодня больше по душе, чем расшитый золотом камзол.

Driver Pete, 2005 / 2020

оригинал статьи размещен здесь

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)
Лейла и другие... часть 1 (к 50 - летию великого альбома)
Прощание с Земляничными Полянами
Старый конь ритм-энд-блюз не испортит
Лебединая песня Зомби
Путешествие умной блондинки в джунгли собственной души
Капитализм + Электрификация Грязного Блюза
Будешь ли ты любить меня завтра?
Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"

Не самая удачная проповедь (Bob Dylan - Saved, 1980)

Любимица Родео, ставшая классикой благодаря и вопреки (The Byrds, Sweetheart of the Rodeo, 1968)
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Мина замедленного действия