Найти в Дзене
Driver Pete

Духи в ночи. Спрингстин и Манфред Манн. Оригинал и кавер.

SPIRIT IN THE NIGHT
оригинал: Bruce Springsteen & E.Street Band (LP "Greetings from Asbury Park, New Jersey" 1973)

SPIRITS IN THE NIGHT

кавер - версия: Manfred Mann's Earth Band (LP "Nightingales & Bombers" 1975)

-2

История ночной поездки юных балбесов, которые решили устроить вечеринку на берегу озера (Greasy Lake, реальное место в окрестностях Нью-Джерси).

-3

Их имена говорят сами за себя: Crazy Janey, Wild Billy, G-Man, Hazey Davy, Killer Joe - те ещё ребятишки. Они-то и есть "Духи в ночи".

Точнее, в оригинале Спрингстина название писалось с "духом" в единственном числе, что несколько отличается по смыслу от того, что получится у Манфреда, когда он сделает название множественным.

Именно тогда "Дух ночи" и превратится в "Духов в ночи", однако, это случится позже и рассказ о кавер-версии пока отложим, вернувшись к героям песни. 

А герои, они же - "Духи" на Сальном Озере, как и положено, "making love in the dirt and singing their birthday songs", потом слегка подерутся "комками грязи", cотворят прочие пьяные и галлюциногенные безобразия. После чего, довольные собой, вернутся домой. Такова фабула...

Однако, я - не Спрингстин, как вы понимаете, и мое переложение текста звучит глуповато, мягко говоря, а реальный текст Брюса великолепен.

Для тех, кому интересно - рекомендую отменный разбор текста, сделанный на канале Tricky English.

Именно благодаря отличному тексту и жёсткому, почти маршевому ритму, песня с дебютного альбома талантливого рокера из Нью Джерси прозвучала как "манифест поколения" (подобных манифестов Брюс потом напишет еще много).

Великолепный рифф и соло, исполненное Кларенсом Клемонсом (Clarence Clemons), саксофонистом из группы Спрингстина, создаёт нужное настроение и делает "Духов" мгновенно запоминающимся хитом.

Таков оригинальный вариант.

Дебют молодого (24 года) Спрингстина прошёл почти незамеченным для публики, но обратил на себя внимание ценителей.

-4

В числе ценителей был и признанный корифей британской рок-сцены - клавишник и бэндлидер Манфред Манн (Manfred Mann).

Корифей выбрал эту песню для своего альбома 1975г "Соловьи и бомбардировщики" (Nightingales & Bombers) и сделал ее ударно-прорывным синглом. Этот альбом, по расчётам Манфреда, должен был стать катализатором нового взлёта его забуксовавшей музыкальной карьеры.

-5

Сразу скажу, что расчёт хитрого Манфреда Любовица оправдался полностью - с этого альбома начался "золотой век" Manfred Mann's Earth Band (если говорить о коммерческом эквиваленте этого дела), и не последнюю роль в будущем взлёте сыграли, открывавшие пластинку "Духи в ночи".

Признанный клавишных дел мастер - маэстро Манфред взял исполнение козырного рифа на себя. Он замедлил темп и подобрал нужный тембр на синтезаторе, создав ощущение мрачной монументальности, в духе Пинк Флойд.
Саспенс в песне нарастает от куплета к куплету и в финальном крещендо звучит мужественный хор "
Together we moved like spirit in the night".

Но если у Спрингстина в этом хоре главным было слово "togehter", то у Манфреда (точнее у его вокалиста Мика Роджерса) главное слово - "night". В этом переносе ударного акцента есть своя символика и концептуальность.
В финале песня достигает такого уровня напряжения и патетического романтизма, что кажется уже не "
Crazy Janey and her mission man" c друзьями возвращаются с загородного party, а аргонавты возвращаются с Золотым Руном на борту.

Впечатляющая кода мгновенно переходит в яростный и скоростной инструментал следующей вещи альбома...

Великолепная работа мастера, доказавшего, что он по праву занимает место в ряду лучших аранжировщиков и клавишников своего времени.

Сам Брюс позже признавал, что кавер звучит достойно. Расчувствовавшись, он даже вспомнил, что в юности копировал манеру Пола Джонса - певца из первой манфредовской группы.

Вот собственно и всё. Остаётся добавить, что для своего следующего альбома (Roaring Silence, 1976) Манфред снова взял песню Спрингстина с того же альбома (Blinded by the Light) и опять она открывала пластинку.

И Манфреда снова ждал полный и безоговорочный успех с брюсовским кавером в чартах и магазинах. Такой успех, какого он не знал раньше и какого никогда больше не будет у Манфреда Мэнна после.
Но это уже совсем другая история ...

Driver Pete, 11/11/2004

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Бежавшая по волнам, но упавшая с лестницы (часть первая)

Прощание с Земляничными Полянами

Будешь ли ты любить меня завтра?
Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)
Она написала самую знаменитую песню XX века (Памяти Консуэло Веласкес)
День, когда умерла музыка
Лаленья. Любимые кавер-версии (Donovan / Deep Purple)

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Самая лучшая рок-группа 70-х – что же это за группа такая, и почему именно она лучшая?
В публикации представлен список десяти лучших рок-групп 70-х, среди которых затаилась самая лучшая из них. А как определить, какая именно лучшая? Для этого я и предлагаю анкету. Все знают, что лучшая рок-музыка была создана в 70-е годы, и больше ни в какие другие. В 60-е рок находился в зачаточном состоянии, а в 80-е он стал настолько не модным, что занимались им только дураки, которые в рок-музыке ни бэ ни мэ. И вот, при определении, какая же рок-группа 70-х все же была лучшая, я решил просчитать варианты...
Музыка 1972 года: главные хиты, альбомы и события
1972 год стал временем расцвета глэм-рока, возвращения легенд рок-н-ролла и рождения песен, которые вошли в историю. Вот ключевые моменты, которые определили этот год. Сюрпризы года: Интересно: Дебютный альбом группы America с хитом «A Horse With No Name» разошелся тиражом в миллион копий. Факт: Феминистский гимн Хелен Редди «I Am Woman» стал первым платиновым синглом, написанным женщиной. Музыкальный 1972 год: взлет глэм-рока, возвращение легенд и триумф соула 1972 год стал настоящим калейдоскопом музыкальных стилей и событий...
David Byron «Baby Faced KiIIer», 1978 г. ~ творение, которое чуть было не переплюнуло лучшие диски Uriah Heep
В 1978-м году бывший фронтмен Uriah Heep Дэвид Байрон записал свой второй сольный альбом «Baby Faced KiIIer», который стал не только самым успешным произведением маэстро, но и по своим музыкальным качествам едва не достиг лучших образцов UH за всю историю группы. Правда, музыку ко всем песням этой пластинки написал не Байрон, а его гитарист и клавишник Дэниел Бун, тем не менее, если бы над альбомом дополнительно поработали Кен Хенсли и Мик Бокс, то его было бы совершенно не отличить от любого диска «Хипов»...
Документы, вакансии и контакты