Каверы и трибюты

29 December 2019

 Должен сразу сказать, что я не фанат каверов, но есть вещи достойные внимания и есть большие мастера в области музыкальных переложений и среди рок-музыкантов:

Брайан Ферри

кавер на песню Роберта Палмера

Эрик Клаптон

кавер на песню Боба Марли

Бёрдз

кавер на песню Боба Дилана

Холлиз

кавер на песню Келли Гордон

Манфред Манн

кавер на песню Брюса Спрингстина

Многих еще можно вспомнить.

А Джо Кокер так тот вообще почти ничего, кроме каверов не поёт.

кавер на песню Рэнди Ньюмэна


 В блюзе и джазе этим занимаются практически все, там это является отличительной особенностью жанра, как такового, и потому речь там идет уже не о "
каверах", а о "стандартах".

"Летняя Пора" - джазовый стандарт Джорджа Гершвина

"Псы преисподней идут за мной по следу" - блюзовый стандарт Роберта Джонсона.


   Рок - музыка тоже знает массу примеров, когда, казалось бы, ничем не приметная, в оригинальном исполнении, песня становилась всемирно известной в исполнении другого артиста или группы

кавер на песню Sutherland Brothers

кавер на песню дуэта Bolland & Bolland.

кавер на песню Джеймса Рэя

и наоборот - когда отличная песня была убита напрочь бездарным исполнителем в новом переложении.

кавер на песню Дона МакЛина


     Сразу оговорюсь, что лично я не считаю каверами в чистом виде песни неидентифицированных авторов, так называемые
traditional.

Поэтому такие знаменитые вещи, как

House of the Rising Sun

Whiskey in the Jar

Saint James Infirmary

Maggie Mae

и т.д. я к каверам не отношу.

 Трибютные альбомы - отдельная история. "Трибюты" делаются , как правило, из меркантильных (денег на чужой славе заработать) или формальных (юбилейная дата, смерть артиста и т.п.) соображений и редко бывают удачными.

Чаще всего это делается по инициативе звукозаписывающих фирм, конвертирующих интерес к артисту данного лейбла в реальный дополнительный доход.

Совсем иначе получается, когда артист сам осознанно выбирает чужую песню или самостоятельно записывает целый альбом из песен другого исполнителя - здесь немало творческих удач случалось. Пример одной из таких удач я уже описывал здесь.

Но даже умелые исполнители из "высшей лиги" порой гонят такую откровенную халтуру, что неловко становится.

Очередной хендриксовский трибют тому лучшее доказательство.

Или еще такой пример, который я тоже рецензировал когда-то.

Конечно, делать каверы на песни Хендрикса - занятие весьма неблагодарное. Хотя и в этом деле есть исключения:

S.R. Vaughan

Jeff Healey

Gil Evans Orchestra


А относительно бесконечных повторов и, несущихся им вслед, упреков:
"было уже", я в ответ повторю сакраментальное: "всё было под луной". Экклезиаст объяснил это ещё до рождения Христа, однако люди всё равно повторяют из раза в раз одни и те же ошибки и делают новые попытки.

Driver Pete, Ноябрь, 2004

оригинал статьи размещен здесь

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Лаленья. Любимые кавер-версии (Donovan / Deep Purple)
Коммерческий успех, художественная ценность и хороший вкус.
Магический Резонанс
Музыка сама нас выбирает
Пара слов про "устаревший саунд"
Нэнси Синатра. История блудной дочери.
Гимн болельщиков всего мира
О "плагиате" Лед Зеппелин
Чак Берри VS Элвис Пресли. Кто из них настоящий король рок-р-ролла?
БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
История красивой песни, которая стала культовым инструменталом великого гитариста