Космический опус Земного Оркестра (Mandred Mann's Earth Band - "Solar Fire", 1973)

<100 full reads
179 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 37% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Космический опус Земного Оркестра (Mandred Mann's Earth Band - "Solar Fire", 1973)

MANFRED MANN's EARTH BAND

"Solar Fire" (1973)

Четвертый альбом Земного Ансамбля, судя по замаху, должен был стать magnum opus амбициозного британского клавишника, родившегося в ЮАР.

"Замахом" стал пилотный сингл Joybringer, вышедший за несколько месяцев до альбома, и являвший собой довольно легкомысленную адаптацию "Юпитера, приносящего радость""из Сюиты Густава Холста "Планеты".
 Этот сингл стал первым хитом 
Земного Ансамбля ММ, попавшим в"десятку" национального чарта Британии.

"На Вильяма нашего Шекспира" Манфред ломанулся с открытым забралом.

Британские прогеры уже вовсю юзали бессмертную классику налево и направо и он не собирался отставать. Рубикон перейден.
Предыдущие три альбома наращивали арт-роковую составляющую с каждым релизом, но джазовый сегмент там преобладал явно и недвусмысленно.

От своего былого пристрастия к джазовым делам Манфред избавлялся постепенно, но неуклонно.
Наконец, на
Solar Fire был сделан решительный шаг в сторону сюитной формы, со всеми вытекающими.
"Вытекающие" были такие:

1.  Признание прог-фэнов. Теперь
ММ становится для них своим, а "Солнечный Огонь" большинство из них и сейчас считает лучшей работой MMEB.

2. Усложнение саунда и композиционной структуры, появление концепта.

3. Возможность проявить себя в качестве топовых инструменталистов экстра-класса.

4. Богатые аранжировки и патетичные вокальные гармонии.

 Строго говоря, почти все эти опции использовались, в той или иной мере, и на предыдущих альбомах. Но именно "в той или иной". На
SF произошел момент жесткой фиксации.

Космический опус Земного Оркестра (Mandred Mann's Earth Band - "Solar Fire", 1973)

Кстати, песня с пилотного сингла в оригинальный сет альбома не вошла, как не странно.
А что же вошло?

 Открывается альбом эффектно -  Манфред в очередной раз берет на вооружение песню любимого 
Боба Дилана (Father of Day) и поступает с ней весьма решительно. Он делает из трэка, который в оригинале длится всего полторы минуты (самая короткая из песен Дилана, кстати), почти 10-минутный эпик.

На мой вкус, результат получился достойным восхищения. 
Father of Day, Father of Night я считаю лучшей песней альбома, одной из лучших песен во всем сонгбуке MM и лучшим кавером из всех песен Дилана, которые когда-либо записывал Манфред. А таковых было, если помните, изрядное количество.

Почти на каждом своем альбоме Манфред Манн вспахивал грядки дилановской классики, переделывая очередную песенную нетленку, а иной раз и пару-тройку оных.

Выходило по-разному, но лучше "Отца дня" там не найти ничего.

Кстати, это единственный кавер в трэклисте Solar Fire. Все остальные песни написаны Манфредом в соавторстве с участниками группы. Только в кредитах последней композиции ненавязчиво упомянут французский импрессионист Камил Дебюсси ))

Честно говоря, на второй стороне альбома без Густава Холста не обошлось, но Манфред, из каких-то своих соображений, на этот раз почтенного классика не стал упоминать рядом со своей фамилией. Из скромности, скорее всего.

Не сомневаюсь, что Густав поднимать лишний шум по такому поводу не стал бы. Он и сам был, как известно, человек застенчивый )

Густав Теодор Холст (1874-1934)
Густав Теодор Холст (1874-1934)
Густав Теодор Холст (1874-1934)

Таки что же мы имеем в активе, уважаемые? В чем суть успешной адаптации Дилана на первом трэке альбома? Вернемся к нему.
Пафосная аранжировка, включающая в себя фирменную клавишную составляющую (само-собой), мощное вокальное многоголосие, строгое (линейная мелодия, никаких избыточных подзвучек) гитарное соло, токкатные переходы между частями и обязательное крещендо в финале, уходящее в фэйдаут.

Все по лекалам академиков.
И все это, напоминаю, на основе коротенькой песни
Дилана!
Впрочем, сильно строго говоря, это не совсем его и песня-то.
"Отец дня" - это была дилановская интерпретация древней иудейской молитвы "Амида" (что вроде "Отче Наш"), которую Дилан поставил в качестве финального трэка на альбоме New Morning (1970).

Но мистер Лубовиц сделал из молитвы некое космогоническое заклинание. В полном соответствии с концептом а ля Густав Холст.
Осталось только догадываться как к этому отнесся мистер
Циммерман. Впрочем, догадываюсь - со свойственным Циммерману презрительным равнодушием.
А я вот, грешный, считаю-таки, что первый трэк - лучшее, что есть на альбоме
Солар Файр.

 Дальше идет риффованная почти под
Deep PurpleIn the Beginning, Darkness.

Но для подлинного харда здесь не хватает решительной простоты и злобной брутальности (а ведь название более, чем располагало). Для истинного арта - метрического и темпового разнообразия.
Короче. Хорошая вещь, но какая-то недокрученная с точки зрения стилистики (это для музыки
ММ - обычное дело, но все же).
 А вот кто здесь точно хорош, так это барабанщик
Крис Слэйд!

И заканчивается первая сторона винила музыкальной юмореской про диснеевского пса
Плуто.

Милейший инструментал, но несколько неуместный в подобном концепте нмв. Во времена раннего Manfred Mann, в период Pretty Flamingo - цены бы такому песику не было.

Вторая сторона представляет собой уже в чистом виде космогоническую 4-х частевую сюиту: Солнечный Огонь, Сатурн/Меркурий и две части Земли.

Причем, Земля 2 идет первой ) Так проганутее, наверное.

Эта сюита мне нынче кажется банальной (но в юности, конечно, все было иначе). Для кондового арт-рока опять не хватает композиционной изощренности и глубины.

Впрочем, этот недостаток кто-то вполне может считать достоинством, а более прогрессивного альбома в каталоге Земного Оркестра вы все равно не найдете.
Не обращайте особого внимания на мою иронию, ибо она не злая - факт, тем более, что есть довольно красивые фрагменты, как всегда у ММ, и внутри "сюиты". И это тоже - факт )

Характерные "слабые" и "сильные" стороны, на самом деле, просто составляют музыкальный почерк группы. Он будет сохраняться и впредь, балансируя из альбома в альбом между лайт-прогом и поп-артом, радуя поклонников и извергая анафемы из хейтеров.
Все как у всех, кто играет рок так же долго, как делает это наш уважаемый маэстро.

Космический опус Земного Оркестра (Mandred Mann's Earth Band - "Solar Fire", 1973)

Итог: несмотря на очевидный нафталин и лукавую наивность попытки "соответствовать" замаху, но не растерять коммерческий потенциал, альбом этот я люблю и ценю высоко. "Магнум Опусом" он так и не стал, но выше него в каталоге MMEB у меня только "Соловьи" и "Тишина".
Я отнесся к нему так строго только потому, что любовь моя зла, как всякая, утратившая свою молодость, сущность.

Старая любовь не должна быть добренькой ))

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)
Лебединая песня Зомби
Бледная Тень Прокол Харум
Гранд Фанк. Мы - американский ансамбль!
Сияние Безумного Алмаза (Pink Floyd)
Прощальный альбом Spooky Tooth
Духи в ночи. Спрингстин и Манфред Манн. Оригинал и кавер.
Что такое прог-рок
Невоспетые герои альтернативы (Spoon - "A Series of Sneaks", 1998)

Будешь ли ты любить меня завтра?

Ячменное Зерно Вундеркинда (к 50-летию великого альбома группы Traffic)

Синдром второго альбома как следствие синтетической инфекции (Tuxedomoon - Desire)

Последнее Атомное Кукареку (Atomic Rooster, 1980)

Он споет это в десять раз лучше! (Баллада о Джорджи Фэйме)