Маленькие Пустячки Пако де Лусии

7 November 2019

PACO de LUCIA

"Cositas Buenas" (2003)

Пако де Лусия - один из величайших гитаристов, когда-либо топтавших нашу грешную землю. Если на других планетах есть жизнь и там тоже додумались до того, чтобы изобрести гитару, то на гитарную дуэль с любым из "тамошних виртуозов" можно было бы смело посылать Пако и спокойно начинать строить триумфальную арку для торжественной встречи увенчанного лаврами (или чем там их будут венчать) победителя.

 Его руки - божественное произведение искусства, они достойны того, чтобы сделать с них золотые слепки. Особенно - правая. Нет, левая тоже – особенно ...

В армии у меня был дружок, большой специалист по холодному оружию. Этот парень мог долго и увлечённо исполнять один трюк - острым кончиком ножа стучать между пальцами левой руки по столу, меняя темп и направление ударов, виртуозно "синкопируя" простукивать вдруг несколько раз по одному месту или бить вразнобой, так что невозможно угадать между каких пальцев ужалит его клинок. Будоражащий нервы стук гипнотизировал не меньше, чем само зрелище.

 Что-то подобное слышится мне в игре великого испанца. Его убийственная атака сочетается с восхитительной ажурностью мелодических кружев, и он никогда не режет "пальцы" композиции, снайперски попадая в промежуток между ними, сохраняя её (композиции) природную цельность, мастерски обходясь без варварского кровопускания в виде ненужных нотных потоков.

 А сейчас внимание, я скажу банальный штамп! Есть несколько вещей, на которые я готов смотреть бесконечно: моя спящая кошка, принимающая изящно-уютные позы во сне, живой огонь ночного костра в лесу, некоторые красивые женщины (в обнажённом виде, если повезёт) и та самая игра с ножом.

  Всё это соединяет и передаёт в звуковом воплощении музыка Пако де Лусии, которую я тоже готов слушать бесконечно.

 Смотреть, как Пако играет на гитаре - отдельное и очень изысканное удовольствие, те, кто был на его живом концерте (или хотя бы видел в записи), думаю поймут меня без дополнительных объяснений.

Впервые я столкнулся с этим зрелищем, когда увидел его интервью для какой-то нашей телепередачи. Пако сидел, разговаривал, курил... и подобно той самой уютной кошке, уснувшей на коленях любимого хозяина, лежала его гитара.

 Вдруг, в ответ на вопрос о его гитарной технике и просьбу дать совет начинающим гитаристам, он, изящно крутнув гитару в воздухе, взял её поудобней и, не выпуская из пальцев правой руки сигарету, не напрягаясь выдал такой короткий импровиз (даже не прервав разговор), что я почти умер на месте от восторга.

 Спас меня от красивой смерти только интерес к происходящему и нервная система северного мамонта, а вернул к жизни только голос переводчика, который перевёл совет Пако для начинающих гитареро:

 "Главное - не напрягайте кисть, она должна быть свободной, и легко летать по струнам, как вольная птица. Не задумываясь должна лететь туда, куда её несёт воздушный поток вдохновения"

 (примерно так мне запомнилось, то что он сказал).

 Банальный совет, но он был подкреплён таким убедительным визуальным аргументом, как "птица" гениального Пако.

Боюсь, что, увидев подобное, многие из тех, к кому был обращён тот совет, продали свои инструменты, купили водку на эти деньги и ушли в запой. Кое-кто наверняка пьёт до сих пор, давно забыв о причине своего пьянства.

 После того интервью я стал, как одержимый, искать его пластинки. Первой из драгоценных находок стала, купленная в привокзальном ларьке чудесного города Выборг, - "В пятницу вечером, в Сан-Франциско" (совместный концерт с другими гитарными титанами - Маклафлином и ди Меолой).  

На дворе стоял 1983 год.

Та пластинка полностью перевернула мои (убогие тогда, как теперь уже стало окончательно ясно) представления об искусстве гитарной игры. Позже я пустил этот диск по рукам своих друзей, спровоцировав цепную реакцию Божественного Просветления и потерялась та пластинка в бесконечном путешествии по питерским квартирам, терзаемая жестокими иглами совковых проигрывателей...

 Недавно она обнаружилась (нещадно запиленная) у моего двоюродного брата, который наотрез отказался расставаться с вдохновенным пластом старого винила. Да я и не стал настаивать.

 У каждой пластинки своя судьба. Этой выдалась достойная. Ей не пришлось пылиться в качестве украшения на полках филофонических плюшкиных. Она несла людям свет нового знания и прожила свою жизнь в борьбе с неказистыми аппаратами юных меломанов 80-х. Она заслужила почётную старость и я не хочу тревожить её новым переездом. У меня есть нынче компактный диск - гламурный клон боевой старушки.

 Однако, я, как всегда, увлёкся. Надо же пару слов и про альбом Cositas Buenos написать.

Пишу.

 Если говорить о стилистике альбома, то тут надо напомнить, что Пако де Лусия, унаследовав королевский трон Андреса Сеговии на гитарном Олимпе, стал великим реформатором nuevo flamenco и, как всякий реформатор, многими сторонниками "подлинного фламенко" он давно предан анафеме.

paco de lucia
paco de lucia
andres segovia
andres segovia

На протяжении почти всей своей карьеры Пако изящно балансирует между традиционным фламенко и тем, что принято называть фьюжн (fusion). Иногда, как канатоходец с гитарным балансиром, Пако де Люсия эффектно наклонялся в своих предпочтениях в сторону Испании, иногда - в сторону Америки, иногда просто спрыгивал с каната (всегда на территорию Испании).

На этом альбоме он "спрыгнул" и уверенно шагает по раскалённому грунту своей родной Андалузии, "припадает к древним корням", так сказать.

Но порой всё же поглядывает в сторону фьюжн. Мельком. Едва заметный взор бросает. Только очень наблюдательный тип этот взгляд сумеет заметить (это я сам себя похвалил, если кто не понял :)).

Однако, в финальной румбе "Casa Bernardo" он не просто "посмотрел в сторону фьюжн", он спокойно перешёл границу и также по-хозяйски ступил на приджазованную территорию, не теряя осанки испанского гранда.

В этом переходе границы его сопровождают басист Alain Perez и трубач Jerry Gonsalez.

Все остальные треки - сольная игра на гитаре самого Пако, сопровождаемая специфическим фламенко-вокалом приглашённых певцов, ладошными прихлопами и темпераментной перкуссией.

 Одну вещь ("Antonia") де Лусия спел сам,

ещё в одной он подпел, в двух композициях он играет в дуэте с другими испанскими гитаристами, чьи имена мне, к сожалению моему великому, ничего не говорят.

 Если говорить о качестве исполнения, то здесь всё предельно просто - от льва не рождаются дикобразы, а всякий законнорожденный сын короля является принцем крови. Это - альбом Пако де Лусии. И не просто альбом, а один из лучших его альбомов. Принц крови, во всей его аристократической красе!

Если говорить об общем настроении альбома, то мой вычурный слог, которым написано это "Похвальное слово гитаристу" - убогое, но искреннее порождение благородного романтизма, которым дышит музыка Пако.

 Засим я умолкаю, ибо возникло непреодолимое желание переслушать альбом ещё раз и это желание - единственная реальная сила, которая может остановить мою восторженную болтовню о любимом музыканте.

 Отмечу напоследок, что название альбома можно перевести, как "маленькие пустячки".

(Driver Pete, 2006)

оригинал статьи размещен здесь

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Обратная Сторона Эбби Роуд (к 50 летию альбома)
Она написала самую знаменитую песню XX века (Памяти Консуэло Веласкес)
На память об Андалузии
Костер на берегу (или ирландцу дома стены помогают)
Фолк-рок из Канады
Los Lobos. В новый век с новым звуком.
Интродукция и Рондо каприччиозо ... о том, что было и чему никогда уже не бывать.