О "плагиате" Лед Зеппелин

23 January 2020
169 full reads
3 min.
286 story viewsUnique page visitors
169 read the story to the endThat's 59% of the total page views
3 minutes — average reading time
О "плагиате" Лед Зеппелин

Блюз и фолк - априори музыка народная, а значит принадлежат всем. В блюзе такая практика, когда все исполняют вещи друг друга, дают им новое прочтение и обогащают своей индивидуальностью - обычное дело. Если твой блюз играют другие значит это хороший блюз.

И всё. Точка. Всё просто и красиво, как в хорошем блюзе.

 Возможно поэтому, со стороны американских блюзменов и претензий особых не было (до поры, до времени). Напротив, им было забавно и немного лестно, что белые звёзды играют их блюзы. Играют и молодцы. А если ещё и денюшку стали отчислять, то совсем молодцы, белые парни ("всё равно они блюз играть не умеют там, в своей Англии").

 Кроме того, английские рокеры 60-х сделали знаменитыми в Америке американских же корневых блюзменов, музыкой которых они увлекались у себя в Британии.

Такой вот парадокс: Cream, Rolling Stones, Animals, Fleetwood Mac, Led Zeppelin и проч. сделали модными в самой Америке Мадди Вотерса, Хаулина Вулфа, Вилли Диксона, Джона Ли Хукера и др.
 Пожилые и бесправные негры, в итоге, получали выгодные контракты, неожиданную раскрутку и давно заслуженные почести.

Благодаря этому, блюз из архаичного жанра, интересного только узкому кругу почитателей, превратился, наконец, в национальную гордость Америки и полноценную ветвь музыкальной индустрии.

 С британскими фолксингерами всё несколько сложнее. Точнее, даже не с ними, а с их поклонниками.

Многие фанаты селтик-фолка ненавидят Пейджа, считая его вором и предателем. Это от них летели самые тяжёлые камни в огород ЛЗ. Именно они постоянно муссируют тему плагиата, именно они спровоцировали пишущую братию на "охоту за LZ", которая с годами превратилась в травлю.

 Зеппелин для фанатов британского фолка - "свои", местные. А гражданская война всегда самая кровавая и беспощадная. Обиды, нанесённые "своими", самые горькие.
 Но это - фанаты, а если посмотреть на поведение самих фолксингеров, то оно, чаще всего, вполне джентльменское. Сами артисты прекрасно знают, что большинство их стилизаций также имеют народные корни, а хорошее воспитание и безупречный вкус не позволяли им затевать свару из-за денег. "
Джентльмены не говорят о деньгах".

 Обмен творческими идеями - движущая сила искусства. Если строго подходить к тем, кто пользовался бродячими сюжетами или даже произведениями других авторов, взяв их за основу для своих опусов, то в "плагиаторы" надо записать и Шекспира (этот парень первым номером пойдёт на плаху), и Гёте, и Пушкина, и Лермонтова, и даже Моцарта с Бахом.

Мы должны оставить наших детей без "Золотого ключика", "Волшебника Изумрудного города" и удивительных сказок Шварца, если строго судить за "плагиат".
 Но для меня лично, в первую очередь, важен творческий результат, а в случае с
ЛЗ - результат получен высочайшего художественного качества. Результат, вплетенный в культурно-историческую ткань XX века органично и намертво.

 Есть ещё один аспект. Очень важный, на мой взгляд. В нем-то и собака зарыта.
А
собака зарыта в том, что ЛЗ на первых изданиях своих альбомов никак не упомянули "источники вдохновения", а иногда и подлинных авторов композиций.

Для меня это обстоятельство - не просто причина недоумения, для меня это - источник очень неприятных эмоций (скажу так, чтобы не усугублять).
Лед Зеппелин давно стали частью моей жизни и личной биографии, чем-то родным и важным, а посему и чувства данное обстоятельство вызывает такие острые.

Глупость это была юношеская, легкомыслие ли пофигистическое или корысти ради? Теперь уже не докопаться до истины.

Это обстоятельство дало повод для целой своры гончих агентов, адвокатов и неудачников пуститься в погоню за миллионными гонорарами Пейджа и Планта, когда эти миллионы пришли к LZ в начале 70-х.

Заметьте, до этого никому дела не было до "плагиата". И ведь не только Цеппелины этим грешили в то время. Зачастую исполнители реально не знали реальных авторов того или иного блюза или фольклорного напева. Это ведь тоже исторический факт.

Но даже не миллионные судебные иски я считаю главным наказанием за юношеский грех.
 Самым страшным наказанием для
ЛЗ стали бесконечные потоки обвинений в том, что было и чего никогда не было (what is and what should never be), длящиеся десятками лет.


 Редкое интервью
Пейджа теперь обходится без вопросов на эту тему. Он без конца теперь вынужден объяснять, растолковывать, оправдываться и повторяться. Не самая лёгкая и приятная доля для музыканта.
 Вы только представьте, что вам каждый день намекают, да что там "намекают" - открыто в глаза хором орут, что ваши дети - не ваши, а родились от многочисленных соседей.

Приятного мало, но достаточная ли эта цена, выплаченная за юношеский проступок?

Я не судья. Я просто люблю слушать музыку. Люблю музыку и мне, грешному, не так важно, на самом деле, кто ее написал. Мне важнее, что я чувствую, когда ее слушаю.

Остальное от лукавого.

(Driver Pete) 14.10.2005

Оригинал статьи размещен здесь

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Проклятие Лейлы (к 50-летию великого альбома)
Лаленья. Любимые кавер-версии (Donovan / Deep Purple)
Каверы и трибюты
Инструменты Бога
Пара слов про "устаревший саунд"
Снова о блюзе
Усталые Led Zeppelin (мое отношение к альбому "Presence")
Коммерческий успех, художественная ценность и хороший вкус.
Обменный пункт
Магический Резонанс
Знаменитый инцидент на сцене Вудстока
Некоторые жанровые особенности песенных текстов.