Прощальный альбом Spooky Tooth

258 full reads
646 story viewsUnique page visitors
258 read the story to the endThat's 40% of the total page views
4 minutes — average reading time
Прощальный альбом Spooky Tooth

SPOOKY TOOTH

"Cross Purpose" (1999)

 Недолгий и почти случайный реюнион легендарной группы. Всего 5 дней понадобилось музыкантам, чтобы записать альбом в одной западногерманской студии для культового лэйбла Ruff.

 В записи приняли участие 4 из 5 участников первого состава Spooky Tooth. Не было только моего любимого Гари Райта (Gary Wright), который живёт нынче у себя на родине, в США, изредка записывает альбомы с материалом стилистически довольно далёким от того, чем он занимался в начале 70х, и вовсе не интересуется подобными проектами.

 Тем не менее, диск открывается переделкой одной из самых известных песен Спуки Тус - It Was Only Yesterday, написанной когда-то именно Гари Райтом.

Видимо, отсутствие фирменных клавишных партий Райта отчасти и определило стилистику альбома: Cross Purpose - это ритм-энд-блюз, без особых закосов в арт (свойственных ранним ST), разбавленный красивыми балладами.

Впрочем, ведущий певец Майк Харрисон (Mike Harrison) и гитарист Лютер Гросвенор (Luther Grosvenor) всегда были ориентированы именно на блюз. Это очень заметно на их сольниках, особенно - на сольниках Гросвенора.

 Проще говоря, и не вдаваясь в велеречивую аналитику - без Гари Райта, который был доминирующим сонграйтером группы на ее лучших альбомах, Спуки просто записали то, что любят больше всего и умеют исполнять на высшем уровне.

 Каждый из участников реюниона написал для альбома по одной композиции.

Лютер Гросвенор и басист Грег Ридли, к тому же, сами спели свои песни (Throw Me a Line и It's You Girl - соответственно) .

Как оказалось, они - очень даже неплохие вокалисты. Только наличие в классическом составе группы таких выдающихся певцов, как Майк Харрисон и Гари Райт, а в самой последней версии ST (на альбоме Mirror, 1974) вокалировал ещё и легендарный Майк Патто (Mike Patto), не давало Гросвенору и Ридли возможности развернуться в свое удовольствие в этом качестве.

 Кстати, для тех, кто незнаком с музыкой ранних ST, скажу, что самой главной фирменной фишкой группы было именно наличие двух выдающихся, равноценных и равноправных певцов.

 Поклонники, коих никогда не было много, но которые всегда были очень преданны Спукам (я сам из их числа), могли спорить до хрипоты и потери ориентации во времени: кто круче поёт - Райт (волшебно красивый и чувственный соул-тенор с фирменным выходом на фальцет) или Харрисон (харизматично прокуренный блюз-баритон с восхитительным расщеплением).

 Я лично отдаю (очень небольшое) предпочтение Райту, но восхищаюсь и пением Харрисона. На этом альбоме он, как раз, представлен в отличной форме и во всей красе.

Да, так о чём это я? Увлёкся культовым союзом / противостоянием певцов ST.

О песнях я, однако.

Так вот, о песнях. Из "новых" мне больше всех понравилась та, которую написал Гросвенор (Throw Me A Line). Она показалась мне наиболее моложавой и поджарой )

Ещё один номер (финальный трэк альбома) ветераны сочинили совместно (Kiss It Better), немудрено, что именно эта песня больше всего и напомнила мне прежних Спуков.

В треклисте "новые" песни добиты четырьмя, в меру банальными, ритм-энд-блюзовыми каверами, лучшим из которых я бы назвал красивейшую балладу Джимми Вебба (Jimmy Webb) - Tears (Behind My Eyes).

Альбом реально хорош, несмотря на щедрую щепоть нафталина (куда без него?), всё исполнено очень красиво и умело, а голос Харрисона такого неотразимо обаятельного свойства, что я готов, как мне кажется, слушать его бесконечно.

Саунд, конечно, страдает некоторой залакированностью, что часто случается с альбомами 60-летних рокеров. Уже нет былой резкости и драйва, всё очень "чистенько". Но мастерство, как известно, не пропьёшь, и исполнение не может вызвать нареканий. Что же до "драйва", то он - понятие сугубо субъективное, а значит - "предмет темный и исследованию не подлежит" .

Прощальный альбом Spooky Tooth

Эта запись не идёт, конечно же, ни в какое сравнение с классическими альбомами ST образца 68-74. Cross Purpose - просто хорошая музыка, записанная классными музыкантами. Что, в общем-то, не так уж и мало.

Грустно становится от того, что больше нам (поклонникам группы) не светит даже такой вариант реюниона Spooky Tooth, ибо в живых из участников записи этого альбома, на сегодняшний день остается только 74-летний Лютер Гросвенор.

Luther Grosvenor
Luther Grosvenor
Luther Grosvenor

Через 4 года после выхода Cross Purpose умер замечательный басист Грег Ридли.

Прощальный альбом Spooky Tooth

В начале 2017 скончался барабанщик Майк Келли.

Прощальный альбом Spooky Tooth

В марте 2018 покинул этот мир один из лучших рок-вокалистов (по моему скромному мнению) - Майк Харрисон.

Прощальный альбом Spooky Tooth

И это - одна из причин, по которой я дорожу этим компакт-диском и довольно часто закидываю его в топку своего "Текникса".

Всё-таки я их очень люблю ...

... а "Ткущий Сны" Гари Райт уже поди и не вспоминает, что когда-то был звездой британского хард-рока.

Прощальный альбом Spooky Tooth

Вместо постскриптума

Spooky Tooth были одной из "кузниц кадров" для британского прог, хард и блюз-рока в эпоху расцвета этих стилей. Достаточно вспомнить творческую биографию участников этой записи.

Грег Ридли, помимо участия в Спуки Тус, познал всемирную славу в составе другой знаменитой блюз-роковой формации из Грейт Бритн - Humble Pie.

Лютер Гросвенор, кроме выпуска весьма достойных сольных альбомов, входил в состав популярнейших Stealers Wheel и Mott the Hoople.

Майк Келли играл в Camel (группа Питера Фрэмптона, не путать со знаменитыми прогерами), сотрудничал даже с культовым американским панком Джонни Тандерсом (Johnny Thunders, ex-New York Dolls), записывался на дебютном альбоме Джо Кокера и сольном дебюте своего коллеги - барабанщика Траффик - Джима Капальди.

Келли участвовал в записях Криса Джаггера (брат Мика), Энди Фрэзера (ex-Free), Пэта Трэверса. Он даже подыграл великому Джерри Ли Льюису в его лондонских сессиях (1973), а замечательный Пол Коссоф (гитарист Фри) незадолго до смерти приглашал Майка Келли в свою группу, которой, увы, так и не суждено было появиться.

Только Майк Харрисон предпочёл сольную карьеру, не вовлекаясь в коллаборации.

Не лишним будет напомнить, в этой связи, и о том, что "отсутствующий" (на Cross Purpose) Гари Райт был ближайшим другом другого Харрисона - Джорджа и участвовал в записи почти всех сольных альбомов экс-битла (иногда даже в качестве соавтора песен).

На этом я, пожалуй, закончу рассказ о последнем альбоме выдающейся группы, которую считаю одной из самых недооцененных в истории британского рока.

Но сдается мне, что я к ним еще вернусь ...

(Driver Pete 18.04.2007 / 25.03.2020)

Оригинал статьи размещен здесь

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)
Лейла и другие... часть 1 (к 50 - летию великого альбома)
Лебединая песня Зомби
Упрямый Мул, тяжело навьюченный блюз-роком
Самый "мягкий" альбом Thin Lizzy
Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"
Бледная Тень Прокол Харум
Гранд Фанк. Мы - американский ансамбль!
Сияние Безумного Алмаза (Pink Floyd)
Усталые Led Zeppelin (мое отношение к альбому "Presence")
Что такое прог-рок
Пролетарии рока
Блюзовая Душа Углекопа (Eric Burdon - Soul Of a Man, 2006)

Невоспетые герои альтернативы (Spoon - "A Series of Sneaks", 1998)