Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)

29 September 2019

CREEDENСE CLEARWATER REVIVAL

                                                    "Green River" (1969)

Третий альбом Криденс - это могучий монумент уникального стиля, который впервые здесь предстает в окончательно оформленном виде.

Дебютный альбом (Creedence Clearwater Revival, 1968) носил еще явно ученические одежки, там неуклюже проявлялось влияние психоделических музыкальных трендов, не хватало цельности и оригинальной мелодичности.

На втором альбоме (Bayou Country), вышедшем в самом начале 1969 года, CCR уже обретают свое, ни на кого не похожее, музыкальное лицо. Публике предъявлен тот самый стиль, который застолбит за парнями место в рок-пантеоне навечно.

Первый трек второго альбома - Born on the Bayou - развинченной походкой заходит в каждый дом, открывая дверь небрежным пинком ноги, проходит через комнату и развалясь на видавшем виды диване, закинув ноги на стол, щелчком открывает шипящую банку пива.

Он пришел навсегда. Его имя - Swamp - Rock. Так теперь будут называть этот стиль и он навеки будет связан с Creedence Clearwater Revival.

Замес из блюза, каджуна, кантри и хард-рока с психоделическим (все-таки)) оттенком. Этот коктейль, в разных пропорциях и дозировках, будет смешивать Джон Фогерти теперь на протяжении десятилетий.

Но и второй альбом был еще далек от совершенства. Стиль найден, прорыв сделан, группа добилась звездного статуса.

Но цветастый психоделический балахон еще путается в ногах - скучные гитарные джемы, как кандалы, висят на финальных трэках каждой из сторон пластинки и портят стилистическую картину. Эти джемы похожи на какое-то сакральное жертвоприношение умершему старому Богу, или на взятку продажному шерифу, чтобы отпустил на волю из психоделической каталажки.

И вот случилось - в августе того же 1969 года выходит шедевральная "Зеленая Река" и все в доме CCR окончательно встает на свои места. Коктейль смешался идеально.

Уверенный в себе, сильный и работящий Джон Фогерти избавляется от психоделических одежек в своей музыке. Он уже точно знает, что он должен делать со своим даром.

Одетый в клетчатую рубаху и джинсы, Джон отталкивается веслом от берега и отправляется вдоль по "Зеленой Реке" ...

Больше никаких гитарных джемов. Лавры Джонни Чиполлины или Джерри Гарсия его не интересуют.

John Cipollina - соло-гитарист Quicksilver Messenger Service
Jerry Garcia - соло-гитариcт Grateful Dead

Гитарные партии Фогерти теперь как шнурки на солдатских ботинках - плотно стягивают песенную кожу, чтобы нога уверенно ступала и не знала усталости. Он гравирует свои отточенные соло как боевой девиз вдоль кинжального клинка. Ничего лишнего. Только самое необходимое. Жесткий "болотный рок". Классическая песня из разряда вечнозеленых.

И дальше, не сбавляя оборотов и усиливая драйв идет забойная

Commotion

следом за ней мы услышим один из лучших, на мой взгляд, вокалов Фогерти

Tombstone Shadow

И заканчивается первая сторона пластинки программным заявлением

Wrote a Song for Everyone

Эта кантри баллада - единственное фолк-замедление на хардовом пути по Зеленой Реке.

Наивный пафос лирики "Песни для всех" нивелируется искренностью обаятельного вокала. Пожалуй, это и был прощальный привет, посланный хиппизму уходящим от него Джоном Фогерти.

Вторую сторону пластинки открывает один из главных шедевров Криденс и лучшая (н.м.в.) песня альбома.

Bad Moon Rising

Придет время и я (надеюсь) подробней поговорю об этой (и не только) песне, а сейчас просто отмечу одну пародоксальную особенность Bad Moon Rising - сочетание бодрой и даже несколько легкомысленной мелодии с демоническим текстом.

Следующий трэк (Lodi) является, в каком-то смысле идейным продолжателем "Восхода Ущербной Луны". Сочетание довольно бодрой мелодии и мрачного рассказа о городе, в который лучше не попадать никогда.

Но если уж тебя занесло в жутковатое захолустье по имени Лоудай, то задерживаться там не стоит ни на единую лишнюю минуту, иначе не выберешься из этой дыры уже никогда.

Lodi - вполне реальный город, который по каким-то личным причинам Джон просто ненавидел.

Многие поклонники CCR считают Лоудай одной из лучших песен группы и самой недооцененной. С годами я все больше склонен с ними согласиться.

Следующая песня - Cross-Tie Walker - балансирует между традиционным шаффлом, которые так любил Джон Фогерти, и другим его увлечением - рокабилли. Здесь обращает на себя внимание интересная проходка баса. Ничего особенного, но именно этот штрих "делает" песню. Умение найти такой "штрих" для каждой песни - одна из важнейших особенностей всякого выдающегося исполнителя. Криденс этим умением владели в совершенстве.

Следом идет еще один "болотный блюз", украшенный фирменной гитарной гравировкой.

В какой-то момент может показаться, что сейчас братья Фогерти, как в былые времена, свалятся в психоделическое джемование и улетят в заоблачные дали.

Но нет, чувство меры и умение вовремя постричь отрастающие музыкальные космы не изменяет Криденс на просторах "Зеленой Реки" ни разу. Песня не теряет упругой мускулистости до самого финала.

А финалом альбома стал единственный кавер - классический ритм-энд-блюзовый стандарт Night Time Is the Right Time

Я считаю, что "дежурный" (для альбомов СCR) кавер на очередную нетленку является самым слабым местом альбома.

И дело, скорее всего, не в том, что кавер получился плохим. Вполне себе добротный получился. Не плох, но и не особенно хорош на фоне отличных авторских песен Джона. Скучновато звучит бесконечное повторение одной фразы про то, что "Ночь - самое подходящее время" в сопоставлении с хлесткими и остроумными текстами Фогерти.

Вот это-то и характерно. Это косвенно показывает насколько выросло мастерство группы, как ярко раскрылось сонграйтерское дарование Фогерти, по сравнению с дебютным альбомом, где 2 кавера явно выделялись, в качестве ударных номеров, причем с большим отрывом от остального материала.

А ведь всего чуть больше года прошло! Невероятный прогресс.

Green River стал первым из альбомов группы, который возглавил чарт Биллборд.

Песни Green River и Bad Moon Rising занимали #2 в песенных чартах Биллборда, а в Британии "Луна" даже вышла на первое место.

Сам Джон Фогерти называет "Зеленую Реку" своим любимым альбомом Криденс.

Лично у меня любимым альбомом CCR является другой, о котором я надеюсь рассказать в другой раз, но величия Green River я не могу не признавать и не любить этот альбом невозможно, если вы вообще любите рок. Да даже если и не любите рок, это же не повод не любить хорошие песни? А таких здесь - все девять )

И раз уж я признался, что это не самый любимый мой альбом у Криденс, то следует и покритиковать немножко, наверное? Попробую отметить то, что мне не очень нравится на Зеленой Реке:

1. обложка

2. качество записи

3. очень короткий )

На этом, пожалуй, и закончу.

оригинал статьи расположен здесь

если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:

Песни для портнихи
Гранд Фанк. Мы - американский ансамбль!
Маска, я тебя знаю? (к 50-летию великого альбома)
Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"
Лебединая песня Зомби
Сияние Безумного Алмаза
Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)
Капитализм + Электрификация Грязного Блюза (Muddy Waters, Electric Mud, 1968)
Упрямый Мул, тяжело навьюченный блюз-роком
Третий - не лишний (к 50-летию великого альбома)
Лейла и другие... часть 1 (к 50 - летию великого альбома)