Как помочь новорожденному малышу развиваться.

Как помочь новорожденному малышу развиваться.

С самого рождения у малыша присутствует рад рефлексов, которые помогают ему выжить, приспособиться к новой жизни. Эти рефлексы называются безусловными (т.е. врожденными автоматическими реакциями) и проявляются непроизвольным сокращением мышц в ответ на внешнее раздражение. Некоторые из безусловных рефлексов останутся навсегда (например, роговидный рефлекс: в ответ на легкое касание роговицы глаза малыш моргает; глотательный, сухожильные рефлексы и др.), а некоторые просуществуют лишь 2-3 месяца, а затем угаснут. Но несмотря па такой короткий срок существования, эти рефлексы очень важны для крохи.

Вот они:

■ Поисковый рефлекс. Так, при прикосновении пальцем или грудью мамы к ротику ребенка у него опускается нижняя губа, отклоняется язык, и он поворачивает голову в ее сторон)'. Малыш как бы «ищет» мамину грудь.

■ Хватательный рефлекс. Если в ладонь ребенка вложить большой палец, он крепко схватит его и будет прочно удерживать какое-то время.

■ Рефлекс Моро. В ответ на резкий звук или внезапное разгибание ножек малыш сначала резко отводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а потом сводит их, как бы обхватывая себя руками. Этот рефлекс может появляться при пеленании малыша.

■ Защитный рефлекс. Если выложить ребенка на живот, он ин­стинктивно повернет голову в сторону. Этот рефлекс позволяет малышу дышать даже в положении лежа па животе и проявляется уже с первых часов жизни.

■ Рефлекс ползания. Новорожденные могут совершать ползающие движения. Если взрослый положит ребенка на живот и подставит к его стопам свою ладонь, малыш оттолкнется от нее, как от опоры и продвинется вперед.

■ Рефлексы опоры и автома­тической ходьбы. Если кроху поставить на опору, он будет опираться на нее стопами и не­продолжительно стоять на полу­согнутых ногах, а если его слегка наклонить вперед, он начнет переступать ножками.

Родители могут сами вызывать и наблюдать рефлексы у ново­рожденного, однако проверяет и оценивает их только врач. Именно по наличию безусловных рефлексов, их выраженно­сти и срокам угасания доктор может судить о правильном созревании и развитии нервной системы малыша на первом году жизни. Наличие рефлексов опре­деленным образом обеспечивает ребенку и физическое развитие.

Зрение

Уже с первых минут жизни но­ворожденный видит окружающий его мир. В ответ на освещение глаз фонариком малыш моргает, жмурит глазки, отодвигает голову назад. Лучше всего ребенок фокусирует взгляд на расстоянии 25-30 см. Это как раз то расстояние, на котором сосущий грудь младенец видит лицо своей мамы. К середине второй недели жизни младенец обычно умеет, хотя и кратковременно, удерживать в поле зрения движущийся предмет. Эта фиксация длится всего несколько секунд, а движения глаз новорожденного еще не­устойчивые и скачкообразные.

Новорожденный трехнедель­ного возраста уже не только останавливает на игрушке взгляд, но и сопровождает ее глазами вправо и влево на не- ► котором расстоянии. При этом движения глаз у малыша становятся уже более плавными и ко­ординированными. Следует отметить, что дети, родившиеся недоношенными, могут фиксировать взор несколько позже, чем их сверстники, родившиеся в срок. Чем вы можете помочь:

■ Желательно, чтобы первые игрушки малыша были яркими (красного, оранжевого, желтого цвета), размером 8-10 см и звучащими. Перемещая такую игрушку вправо-влево, вверх-вниз, мы вызываем реакцию слежения. В роли «живой игрушки» может выступать и взрослый. Для этого пойте, говорите с малышом и одновре­менно ходите перед ним.

На третьей-четвертой неделе жизни над кроваткой на расстоянии 40-50 см от лица ребенка можно повесить яркую, но не многоцветную игрушку. Крохе будет удобно учиться фиксировать на ней взгляд. В последующие месяцы можно менять игрушки над кроваткой, передвигать их, отекать пониже, когда малыш начнет поднимать ручки.

Слух

На первом месяце жизни изменяется и реакция ребенка на звук. В первые недели здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель лишь вздрагиванием и миганием, движением ручек и ножек, но уже к третьей неделе жизни он придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Так, если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, можно попробовать погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, или запеть. Вы заметите, что маленький человечек на 5-10 секунд успокоится и остановит движение своих ручек и ножек (проявит кратковременное слуховое сосредоточение), после чего, возможно, продолжит плакать.Чем вы можете помочь:

■ Больше разговаривайте

с крохой, четко проговаривая слова. Ваша речь должна быть спокойной, а интонации голоса - ласковыми. В то же время малышу полезно слышать голоса разного тембра. Было бы замеча­тельно, если бы с ним «беседовали» не только мама, но и другие родственники.

■ Помимо разговоров малышу очень полезно слышать родительское пение, которое способствует его знакомству

с разнообразием звуков и ритмикой. При этом не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда можно походить вокруг его кроватки так, чтобы малыш не видел вас: пусть он учится находить источник звука.

■ В моменты бодрствования крохи можно ненадолго включать тихую мелодичную музыку (классику, детские песенки). Разговаривая с малышом, можно комментировать происходящее. В этом возрасте он реагирует не на слова, а на интонацию. Поэтому старайтесь не повышать голоса, даже если вы устали или раздражены.