Зачем нужен Хэппи-энд?

Побудило меня написать это так сказать высказывание, несколько статей, которые вышли после того, как браться (ужё сёстры) Вачовски рассказали, как должна была закончиться трилогия Матрицы, вкратце расскажу, в чём была задумка изначально. По первоначальному сценарию авторов Зион (последний оплот человечества) — это часть Матрицы, вся война с машинами, и агент Смит, и вообще все, что происходило с самого начала, всё это является не более чем сном внутри матрицы. Все, кто погиб в Зионе и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и просто ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать всё по новой. А Нео олицетворяет надежду для людей уже шестой раз подряд. Короче вы поняли, да? Всё что происходила в фильме: все жертвы, все повороты сюжета, всё это не важно! Потому что это не нёсёт никаких последствий - этого вообще не было! Давайте по порядку. Хэппи-энд не просто “клише” или пережиток прошлого кинематографа. В конце фильма он нужен не просто для галочки, а для того что бы зритель почувствовал эмоциональную разрядку, чтобы положительные эмоции возобладали! И он радовался тому, что добро победило зло и т.д. Представьте если бы в фильме Крепкий орешек с Уиллисом или Скорость с Ривзом; после всех экшн-сцен, смертельных прыжков, трюков, взрывов и смертей. Злодей, убивал главного героя или просто скрывался с награбленным, как в ни в чём не бывало. Лично я, не получил бы должного удовлетворения от происходящего на экране, как я считаю и вы. Ещё Хичкок говорил, что в большинстве случаев после напряженного момента зрителю надо давать эмоциональную разрядку, чтобы у него не было чувство обиды и дискомфорта во время просмотра, по сути фильм – это и есть один большой напряженный момент. Злодей должен быть наказан, потому что зритель сопереживает герою и болеет за него. Поэтому чувство облегченности в конце – это неотъемлемая часть киноискусства в целом.
Как же дела обстоит с крупнобюджетными блокбастерами? Если вы посмотрите фильм длительностью в полтора два часа, где в конце вам выкатывают до скрежета зубов умную мысль. Мол ”все люди лицимеры и думают только о себе о своей шкуре, и вообще плевать мы хотели на спасение мира и т.д.” или сообщают какой-то невероятный сюжетный твист, что всё это сон или видения, и ничего не было на самом деле. Окей - два часа времени такой финал уместен и он работает! С точки зрения концовки примеров ТАКИХ культовых картин масса: Бойцовский клуб, Игры разума, Помни(Memento). Есть неудачные варианты: Пророк 2007, Принц перси: пески времени. Однако есть одна незначительная деталь. Если взять фильм Матрица, то выходить что зрители почти пять лет вкладывались эмоциями, переживаниями, а кто-то играл в компьютерные игры, смотрел аниме, мультфильмы по этой вселенной. На протяжении всего этого времени они предвкушали релиз фильма, и как будут смотреть его в кинотеатре. Каждый из них хочет внутреннее облегчение в конце картины. Нельзя чтобы у людей остался неприятный осадок после сеанса в особенности такой долгой истории. Нам может даже понравиться фильм, но подсознательно нам будет некомфортно и даже грустно, если всё что нам показывали, окажется фальшью или намеренно будет показана победа плохих парней. Да! Согласен у хэппи энда есть и чисто материальная задача. Люди охотнее делятся именно хорошими впечатлениями с другими, поэтому повышается шанс на то, что на фильм сходит большее количество людей, услышав позитивный отзыв. Но вы просто представьте себе, если во Властелине Колец после того как Фродо пёхал через всё Средиземье в Мордор, чтобы бросить кольцо в жерло, когда мы вместе с героями испытали просто тучу спецэффектов, познакомились с десятками персонажей, прошли грандиозные по масштабу битвы. По итогу кольцо так и не было уничтожено, и потерялась где-то в кустах? Я уверен большинство зрителей зареклись больше никогда не ходить в кино, чтобы ещё раз испытать такое разочарование. В конце оригинальной трилогии Звёздных войн Люк Скайуокер не зарубает своего отца а-ля мясник.
В конце схватки он примиряется с ним, и отец спасая сына убивает Палпатина. Фильм решает проблему конфликта, пускай достаточно ёмко, но даря чувство облегченности и полного катарсиса для зрителя (отцы и дети в сидящие зале могут спокойно выдохнуть).
Ещё чуть-чуть о матрице. Изменение сценария в Матрице повлекло за собой огромное количество сюжетных нестыковок – это факт. Но, несмотря на это я считаю финал в трилогии Матрицы правильным, ну или хотя бы нормальным, конечно можно сделать и лучше. Но истинная ценность предметов и эмоции, именно в ограниченности. Чтобы нам было не всё равно, поступки персонажей должны иметь последствие, а смерть не должна быть просто зацикленной версии одного и того же. Хэппи-энд дарит нам чувство завершённости и сохраняет приятные мысли после просмотра. Но повторюсь – это не аксиома. Самое главное, чтобы фильм было интересно смотреть, и погружал вас в увлекательное приключение.
«Все, что имеет начало, имеет и конец» слоган фильма Матрица: Революция. Учитывая, что поначалу не должно было быть никакого конца… в конце. Забавно) Спасибо за внимание.