Чем нравственность отличается от морали? Мораль очевидно то, что от головы, от разума и от закона, из правил общежития. Общественный договор регулирующий взаимоотношения, призванный сдеалть удобными и безопасными отношения между индивидами. Нравственное же - это чувство. Поэтому Кант был тут категорически не прав со своим императивом. Потому что чувство нельзя постулировать. Иначе оно улетучивается, испаряется. (Достоевский иронизировал над нравственным законом в романе "Подросток", описывая лакея:
"Одним словом, настоящий немецкий философ Кант или, ещё вернее, откормленный жирный индюк.") А чувство это говорит нам о том что нас не существует самих по себе как отдельных личностей, отдельных персон, но все мы изначально единое целое, единое целое с трансцендентным и с абсолютом и со всеми людьми. Иными словами, все наши ценности, всё абсолютно чем жив человек, от самых идеальных переживаний и до простых животных инстинктов, как сексуальное влечение или же наслаждение повседневной пищей, не нами созданы и придуманы, но проистекают из одного источника, который со временем и развитием человека после его создания лишь извратился и загрязнился. Поэтому нравственное чувство напоминает нам об этом. Без этого нравственность не имеет ровно никакого смысла, так как без абсолюта вообще не существует никаких ценностей, а просто голый абсурд, ни к чему не пригодное бессмысленное существование. Отними от человека то, что дано ему свыше от духа, и он не сможет прожить и минуты, пусть даже его окружат всеми благами мира. Без того, что его связывает с Творцом, с трансцендентным, если окончательно оборвется эта связь, жизнь человека превратиться в самую жуткую пытку, без всякой надежды.
Поэтому если вы уступаете кому-то дорогу, к примеру, потому что так предписано правилами, это не имеет никакого смысла, ни значения. Но если что-то движет вами в ваших поступках, чему объяснения вы найти не можете, как простое сочувствие или простая эмпатия, то можно сказать, вы просто соблюдаете своего рода религиозный ритуал, исполненный самого глубокого смысла. Причастие.
Если же нет Бога, нет бессмертной души, а трансцендентное нам недоступно, то конечно нет никакого смысла в этих ритуалах. Но тем не менее они каким-то образом живут в душе если не каждого то, большинства людей. И это можно назвать стихийной, почти инстинктивной верой. Даже тех, кто считает себя атеистами. В наше время, об этом писал еще Федор Михайлович, считается, что лучше прослыть и быть злым и эгоистичным, но умным человеком, нежели добрым простачком. Общество с уважением, с бОльшим уважением относится к хитрому и удачливому подонку и негодяю, нежели к простачку и дураку, у которого при этом доброе сердце. Время русских сказок увы закончилось. Да и "Преступление и наказание" - роман, который уже мало кому понятен. Образованные люди перестали вообще что либо понимать, и чем далее, тем более не понимают. Не так давно я был удивлен, мягко говоря, статьёй одного российского востоковеда, специалиста по языкам и философской традиции Древней Индии, кандидата филологических наук, доцента, одного из авторов «Большой Российской энциклопедии, призванного авторитета и светилы в области буддизма, который обсуждал величие Наполеона, примеряя его себе. Он объяснял, почему велик Наполеон (почему не Гитлер, его прямой продолжатель?) и почему не велик, не смог стать великим, Родион Раскольников. Более того, в ответ на мой комментарий, что на самом то деле великим можно назвать именно Раскольникова, а Наполеон лишь орудие провидения, и отличается от быка лишь масштабом бедствий, был тут же забанен в одной из соцсетей.
На самом же деле, нет ничего глупее, чем т.н. разумный эгоизм, противопоставляющий себя, а главное выделяющий себя из мироздания, которое создано Творцом, как и настаивающий на своей полной самостоятельности и обособленности. Так как это и есть прямая дорога в ад, лишь до времени кажущаяся комфортной и выстланной розами.
В этом смысле нравственность это что-то более похожее на инстинкт, но не животный, а духовной инстинкт. Тот же инстинкт, который заставляет например творить художника и говорит нам опять же об трансцендентном, об абсолютной истине. По этой причине неосознанно, или еще точнее неразумно нравственный человек, также как и настоящий художник, который творит повинуясь неведомому инстинкту, по сути же является именно верующим, кем бы себя они сами не считали.
Поэтому любое движение души от сердца есть не что иное как религиозный ритуал, религиозный поступок направленной на обретение изначального единства.
Поэтому и нравственные мучения, угрызения совести бывает двух видов. Из-за того что нас разоблачат и мы получим наказание в виде даже не наказания, а непризнания нас великим или хотя бы стоящим человеком. Или же из-за того, что мы прервали это эту связь с трансцендентным, оборвали её, что случилось с Родионом Раскольниковым. Обрыв связи с трансцендентным, с абсолютными, обособление себя в своем величии и есть абсолютный ад. Но Наполеона такие проблемы явно не заботили.
Поэтому любое человеческое сообщество основанное на законе и на разуме по сути своё адское и не ведёт больше никуда.
Если вы филантроп не от того даже что вы освобождаетесь таким способом от налогов, а по каким-то разумным основанием, то нет в этом никакого смысла. Вы кимвал звучащий и нет для вас в этом никакой пользы. И по этой причине вся современная западная цивилизация обречена на конечный абсурд и бессмысленность своего существования. Ибо отнимется и то что имеет, то есть любые даже простейшие человеческие желания, которые не от мира сего, не от разума.
Ненавистная рознь мира сего - это высказывание не про войны и междоусобицы, а именно разделенность, про отделённность человеческого существования от Бога и людей друг от друга. Как и вообще разделение на субъект и объект.
Любое же сообщество разумных людей, даже на самых разумных основаниях и вполне благополучное есть не что иное, как снисхождение в ад.
Ибо когда иссякнет последние нравственные чувства, иссякнет последние источники любви и наступит конец света.
Когда отнимутся последние желания, а они непременно иссякнут на разумных основаниях, не будет смысла ни в каком благополучном существование, как у царя Мидаса, хоть золотом выше головы закидай. Иссякание любви и иссякание желаний, дарованных нам свыше, любое золото превратит в бессмысленные черепки.
Поэтому нравственность может основываться исключительно на вере, осознается она или не осознается. Более того, всё вообще, любое человеческое чувство или желание, любые ценности, основываются только на вере, так как это эти желания и чувства даны нам свыше, и как только то, что мы называем душой, и которой, как утверждает наука, не существует, окончательно от нас отлетит, жизнь станет невозможной несмотря на все её благополучие.
Впрочем и мораль не так уж плоха. Так как она одна способна подморозить то, что сейчас растаяло и всплыло на поверхность повсеместно, особенно на западе и особенно у нас в России. Как сказал один французский остроумный философ, лицемерие — это дань уважения, которую порок платит добродетели.