"Люди кустов". Самый выносливый народ!

Над саванной северной Намибии стоит полная луна и при ее свете собирается один из древнейших народов Африки. Подобно предкам бушмены собираются вокруг костра и слушают бесконечно повторяющийся ритм егорору – музыкального инструмента, в который уже тысячи лет подряд превращается самое грозное оружие охотника – лук.

                                  Бушмены говорят: «Когда солнце проваливается в ночь,                                                           
                                                    можно услышать, как поют звезды».
Бушмены говорят: «Когда солнце проваливается в ночь, можно услышать, как поют звезды».

Бушмены – охотники-собиратели. Они живут на территории Намибии и Ботсваны. В пустыне Калахари с сухой землей и скудной растительностью расположены их поселения.

Каждый день испытания. Пустыня – это проверка выносливости в условиях сильной жары и засухи. Запас воды во время охоты - один из способов выжить. Воду прячут в яйцах страуса и закапывают под кустами в разных местах.

Бушмены сохранили древний язык, в котором много щелкающих согласных звуков.

Намиб – одна из древних пустынь нашей планеты, она простирается на 2000 километров вдоль берега и уходит вглубь континента на 160 километров. Около 100 000 квадратных километров песка и камней. Эта суровая необитаемая местность, высота дюн может доходить до 400 метров.

Слово «намиб» означает пустое место или место пустоты. Сложно представить, что здесь обитают растения, животные и даже люди. Днём – сильная жара, ночью температура падает ниже нуля градусов, засухи длятся десятки лет.

           Глиняное плато Соссусфлей, часть национального парка Намиб-Науклуфт
Глиняное плато Соссусфлей, часть национального парка Намиб-Науклуфт

Иногда Намибия напоминает лунные пейзажи: засохшие соленые озера в окружении огромных дюн. В песке дюн много оксидов железа, поэтому вся поверхность этой природной зоны принимает красноватый оттенок. В северной части этого района пустыня превращается в саванну.

Здесь живет небольшая группа бушменов – джува. Они относятся к племенам сан и называют себя «люди кустов», несмотря на имя данное им колонистами.

В 19 веке Намибию захватила Германия, а потом территория находились во власти Южно-Африканской республики. Страна стала независимой только в 1990 году. С течением времени количество джува уменьшается. Сейчас их всего 38 тысяч и лишь в маленькой группе сохранились традиции племени.

Для джува движение = жизнь.

Охота это длинный пеший маршрут, но все чаще бушмены выбирают постоянное проживание как в сельских поселениях для работы на фермах, так и в городах.

Деревня Цункви. Во время оккупации здесь была Южно-Африканская военная база. Когда-то охота была основой жизни джува, но сегодня охотников почти нет. Те, кто остался, поселились рядом с деревней и живут в хижинах, которые строят из сухого кустарника.

В главном лагере проживает около 20 бушменов. Несмотря на многочисленные трудности, тяжелые условия жизни они не хотят забывать древние традиции своих предков.

           Продукты, добытые во время охоты и пища приготовленная из них - все общее          
                                         и делится между соплеменниками по закону.
Продукты, добытые во время охоты и пища приготовленная из них - все общее и делится между соплеменниками по закону.

В поселении все равны. Нет лидера, нет иерархии. Можно прийти и уйти, но: «Кто возвращается, тот остается» - гласит народная поговорка у джува. Предметы, используемые бушменами в повседневной жизни, также принадлежат одинаково каждому взрослому члену семьи: луки и стрелы, ступки, котлы.

Джува живут небольшими группами, формального лидера нет, но они интуитивно следуют за самым опытным или искусным охотником. За тем, кто умеет выследить добычу.

Бушмены – кочевники, но они не бродят по стране без цели и системы как думали европейцы-колонизаторы. Маршруты джува ведут их от источника к источнику в зависимости от времени года. Чтобы напиться охотники выкапывают сочный корень, в такую жару необходимо освежаться.

За год охотники проходят около 4000 километров. Они едят и пьют очень мало.

Джува верит, что у каждого существа: животного, человека и даже растения есть своя воля, которая следует природным законам.

Животное – главная часть мифологии бушменов. Первые языки огня, которые дали людям тепло и свет спрятал под крыльями страус. Лев – символ силы и покоя. Антилопа канна – священное животное.

Джува почитают животных в своих изображениях и танцах много тысяч лет.

Продолжение статьи читай ЗДЕСЬ!

Поддержи канал: ставь 👍, подписывайся