Свободная сфера

30 January

Споры о «Спасителе мира» и об авторстве Леонардо да Винчи немного утомили и разжалобили. Очень жаль, что не удалось увидеть эту картину.

Leonardo da Vinci, Salvator Mundi, c.1500, oil on walnut, 45.4 × 65.6 cm.
Leonardo da Vinci, Salvator Mundi, c.1500, oil on walnut, 45.4 × 65.6 cm.

Четыре месяца назад я писала в своих черновиках:

«Нынешние споры об авторстве Леонардо картины «Спаситель мира» упираются в полную прозрачность шара в руках Спасителя. Мол, Леонардо написал бы с отражением и преломлением, по всем законам оптики, которые сам и выводил. Но вдруг именно пустота отражения, отсутствие действия этих законов – свидетельство мысли Леонардо? «Посмотри, зритель, не моя воля, а твоя, я только проводник», «Не имеет значения, что надето на тело, я прозрачен», «Ты увидишь в шаре мира себя, а не меня, шар готов – и это единственный закон. Ты свободен».

Явно, что рука Леонардо трудилась над эскизами и частями картины. Эксперты подчеркивают все аргументы «за»: идентичность пигментного состава красок с «Мадонной в скалах», практически полное соответствие эскизам Леонардо из Виндзорского замка, ярко выраженная техника сфумато, характерная и для «Джоконды». Их сходство видно невооруженным взглядом:

Источник: сайт «Культурология»

Но вот почему Леонардо да Винчи, ученый, оптик, изобразил сферу «неправильно», она почти не искажает пространство позади себя?! Физики проанализировали эту «сферу преткновения».

Как сообщает MIT Technology Review, сотрудники Калифорнийского университета в Ирвайне создали 3D-модель картины. Эксперты воспроизвели модель данного шара в натуральном объеме. Ученые выяснили, что прозрачный шар на работе да Винчи - это полая сфера диаметром 6,8 сантиметра из стекла толщиной не более 1,3 миллиметра. Шар расположен на расстоянии 25 сантиметров от тела Христа. Таким образом ученые ответили на вопрос почему одежда видна через державу практически без искажений.

Молодцы физики! Поступили полностью в согласии с принципами Леонардо:

«... не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель ».
Леонардо да Винчи, 17. C. A. 119 r.

Я была права: шар полый! Мы сами вольны наполнять его свободой смысла.

И вот я, верный приверженец Леонардо, выскажу внешне крамольную мысль. Разве так важно, сам Леонардо да Винчи или совместно с учениками создал «Спасителя мира»? Ведь и в его учениках было преломление света Леонардо. Дело в самой картине, именно в этой полой, свободной сфере.

«Красота в глазах смотрящего». Да, критикуют рекламную кампанию аукционного дома Christie’s даже за ролик, где картину разглядывают такие знаменитости, как Леонардо ди Каприо, Дженнифер Лопес и Патти Смит. Но посмотрите на глаза людей. Ведь это настоящие высокие чувства и мысль!

Мне хочется плакать, когда я смотрю этот ролик. Нет слов, только сопричастность…

Человеческие эмоции при виде картины да Винчи - Христос Спаситель мира.

Все наше познание начинается с ощущений.
Леонардо да Винчи, 22. Tr. 20 v.