Двойственный Баица - великий визирь трёх султанов

В тяжкие времена принадлежность была важнее отчаянья.

Владислав Баяц – современный сербский писатель. «Хамам «Балкания» - не привычный нам сербский магический реализм, а самый настоящий постмодернизмбез всяких необъяснимых странностей. Структура книги своеобразная, не очень комфортная для чтения: биографический роман Мехмеда-паши Соколлу

(Баица Соколович – он же Мехмед-паша Соколлу, великий визирь султана Сулеймана Великолепного. Серб по национальности, православный христианин по вероисповеданию, он стоял у руля Османской империи и был одним из самых выдающихся деятелей империи османов. У него забрали родину, близких, дом и Бога, в которого он верил. Его заставили принять Ислам и фактически стать потурченцем. Но сам же Баица всю жизнь страдал от своей двойственности - на самом деле он всегда оставался славянином, сербом и христианином под маской мусульманина. Аналогичная судьба постигла многих православных при дворе султанов османской империи : Ибрагим-паша был греком, Рустем-паша - сербом, величайший зодчий Османской империи Мимар Синан – армянином ( или греком по другим источникам) , жена султана Сулеймана Хюррем Султан – славянкой ( русской или украинкой в разных источниках), соответственно и в крови наследников османского престола текла христианская кровь, а величайшим архитектурным творением была византийская церковь Айя-София, которую позднее переделали в мечеть, а ныне это музей обеих религий. Как мы видим, христиане занимали высочайшие посты и имели огромное влияние на развитие Османской империи)

чередуется с авторскими размышлениями на разные темы. Глава через главу. В начале такой формат кажется вообще неудобным по следующим причинам:

1) Переплетение Сербии и Османской империи 16 века уже создает достаточный литературный шум: давно ушедшие эпохи, Православное христианство и Ислам составляют большой объем информации, которую нужно в голове связать и уложить;

2) Только вы втянулись в рассказ о жизни Баицы, как он прерывается размышлениями автора о темах, которые с событиями романа никак не связны;

3) Темы авторских размышлений прыгают и прерывают сами себя: то он беседует с турецким писателем Орханом Памуком, то потом пишет об Америке, потом уже о Югославии и каком-нибудь югославском профессоре, принявшим буддизм и т.д. Все очень сбивчиво как в структуре, так и в самих темах эссе. Зачем сначала писать о сербе, ставшим великим визирем Османской империи, а потом переключаться вообще на США?

Язык тоже в «Хамам «Балкания» туговат, читать сначала скучно. Нужно преодолеть n-ное количество страниц, чтобы хоть как-то втянуться, поймать ритм и освоиться в бесконечных перескоках и темах, которые друг с другом не особо связаны, а то и вообще не связаны.

Сама история жизни Мехмеда-паши читается достаточно интересно. Но поклонникам пресловутого «Великолепного века» браться за эту книгу смысла особого нет – никаких сериалных интриг и коварных заговоров в романе не описывается. Для меня это плюс, я не люблю «Великолепный век», да и эпоха султана Сулеймана меня не привлекает. «Хамам «Балкания» - произведение не развлекательного, но познавательного характера.

Для меня книга Владислава Баяца была бы интересней, если бы он отделил биографию Баицы Соколовича от своих эссе, то есть первая часть была бы посвящена жизнеописанию визиря, а вторая - мыслям на разные темы самого писателя. Но к концу роман-биография и эссе Владислава Баяца оказываются на одной волне, т.е. темы совпадают. Прогулки писателя по Стамбулу украсили книгу: если бы "Хамам "Балкания" полностью состояла из биографии Мехмеда-паши и прогулок по Стамбулу и Белграду, то для меня это была бы идеальная книга. Я ставлю оценку 4 потому, что Владислав Баяц проделал большую работу, в его литературном труде много интересных исторических фактов, хорошая атмосфера, но структура, на мой взгляд, отчасти портит и смазывает впечатление от многочисленных достоинств романа.

Автор: Алёна Левашова-Черникова

LiveLib: encinesnowy