Как мы заблуждаемся

101 full read
549 story viewsUnique page visitors
101 read the story to the endThat's 18% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Практически каждый хотя бы раз в жизни осознавал тот факт, что сильно заблуждался насчет другого человека, неверно воспринимал и толковал его: мотивы, принципы, эмоции, мысли, наконец, действия.

Заблуждения - это мощный барьер на пути эффективного общения с другим человеком. Мало кто знает, что они неплохо изучены психологами.

Далее я расскажу о наиболее изученных и часто встречающихся видах заблуждений.

На профессиональном языке психологов речь пойдет о так называемой "социальной перцепции" или, если хотите, о "когнитивных искажениях".

Брунер

Термин "социальной перцепции" предложил американский психолог Джером Брунер в 1947 году. На русском языке издавались две его книги: "Процесс обучения" (1962 г.), Психология познания. За пределами непосредственной информации (1977). Мои рекомендации.

Брунер значительную часть жизни посвятил исследованию процессов восприятия. Он искал ответ на вопрос: каким образом формируется представление одного человека о другом, как возникают субъективные убеждения и оценки?

В результате он выявил несколько закономерностей, искажающих восприятие. Далее я кратко расскажу о наиболее распространенных из них.

Photo by Mariya Georgieva on Unsplash
Photo by Mariya Georgieva on Unsplash
Photo by Mariya Georgieva on Unsplash

1. Эффект ореола (гало-эффект)

Это восприятие человека сквозь призму его ранее выявленных характерных черт. При этим, информация, противоречащая сформированному в прошлом "устоявшемуся" представлению о человеке фильтруется и игнорируется, во внимание не принимается. Речь о стереотипе.

Например, люди с более привлекательной внешностью воспринимаются как умные и успешные, независимо от того, как обстоит ситуация на самом деле.

2. Эффект первичности

Первой информации, полученной о человеке бессознательно придается большее значение, чем последующей. Всем известен неповторимый эффект первого впечатления. Оно формируется в самом начале встречи с незнакомцем и влияет на его восприятие и оценку в последующем.

Например, если другой человек сразу не понравился, то мы будем бессознательно фиксировать внимание на негативных аспектах его поведения или дефектах внешности, даже если в дальнейшем индивид проявляет себя с более лучшей стороны.

Фото krakenimages
Фото krakenimages
Фото krakenimages

3. Эффект новизны

Он заключается в том, что новой информации о ранее хорошо известном человеке придается значительно больше внимания и доверия, чем той информации, которая уже о нем известна.

Например, если человек раньше говорил правду, а затем, его поймали на лжи, то ему больше уже доверять не будут, несмотря на его многолетнюю честность в прошлом.

4. Эффект проекции

Он заключается в том, что человек исходит из того , что другие люди обладают такими же качествами как и он.

Например, если менеджер склонен к перфекционизму и предъявляет к себе слишком высокие требования, то он будет требовать от своих подчиненных такого же отношения.

При этом, во внимание не будут приниматься их субъективные возможности и особенности. Менеджер искренне убежден, что:

я же так умею, значит, сможете и Вы.
Фото Edrece Stansberry
Фото Edrece Stansberry
Фото Edrece Stansberry

5. Эффект стереотипа

Он заключается в упрощенном представлении о другом человеке, сведение его оценки к заранее имеющимся шаблонам и сложившимся схемам восприятия. На самом деле, человек может быть совершенно другим, а его стереотипное восприятие ложным.

6. Ошибка атрибуции

Она заключается в том, что наблюдатель склонен винить в неудаче того, кто, действуя, не добился успеха, в то время как тот, кто действует, а не наблюдает, склонен объяснять неудачу объективными обстоятельствами. Дескать, форс-мажор. Помните, наверное, знаменитое:

"Не виноватая я. Он сам пришел."

Реплика героини Светланы Светличной из комедии "Бриллиантовая рука" СССР, 1968.

фрагмент из фильма "Бриллиантовая рука", 1968, СССР

7. Эффект фаворита

Это групповой эффект. Психика человека устроена так, что его восприятие работает по принципу "свой-чужой". При этом, когда человек воспринимается как свой, его качества преувеличиваются, а качества чужого преуменьшаются.

Например, когда мы болеем за свою команду, даже если она проигрывает, нам кажется, что команда играет лучше, чем соперник. Просто ей не везет.

Материалы на канале на похожую тему:

Кайдзен в психологии

Хорошее обесценивание | Психаки | Яндекс Дзен (yandex.ru)

10 когнитивных ошибок

Что делать с критикой

10 инструментов убеждения

Как лучше думать

7 манипулятивных приемов продаж

Теория систем в психологии

***

Благодарен за подписку на канал, за рекомендации друзьям и знакомым, лайки, репосты.

Предложения о сотрудничестве и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.

© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.