Образование и справедливость

Сегодня, на пороге перехода к персонализированному образованию, встает вопрос: все ли выиграют от этого перехода? Не обернется ли для многих предоставление свободы выбора образовательной траектории "свободой быть голодным"? Будет ли учтен сегодняшний недопустимо высокий уровень неравенства? Поддержит ли государство тех, кто не может воспользоваться преимуществами персонализации? Если эти вопросы не будут решены, то разрыв между успешными и неуспешными учащимися увеличится кратно.

Неравенство и образование

Со времен распада родовой общины в обществе никогда не наблюдалось равенства. К расслоению приводят не только социально-экономические и социокультурные механизмы, но и разница в здоровье, способностях, функционировании психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления и др.), особенностях высшей нервной деятельности людей. Однако помимо недостижимого равенства существует понятие справедливости.

Выдающийся отечественный психолог Алексей Леонтьев подчеркивал, что процесс развития личности протекает по-разному в зависимости от принадлежности к той или иной социальной среде:

"Он особенно драматичен в условиях классового общества с его неизбежным отчуждением личности", - заключает ученый.

Социологи констатируют: в России не сложилась система социальной дифференциации, основанная на сформированных в результате большой работы над собой индивидуальных качествах людей. В основе существующей системы лежит разделение, определяемое не трудолюбием и профессионализмом, а владением собственностью и/или обладанием властью. Это существенно ограничивает возможности самореализации учащихся из семей, не владеющих собственностью и не имеющих властных ресурсов.

В настоящий момент учеными рассматриваются различные вопросы образования и воспитания детей в условиях социального расслоения:

социальные ценности и нравственные ориентации учащихся из различных социальных слоев
представления учащихся о своих жизненных шансах
социальная обусловленность мотивации учения
варианты образовательной поддержки детей из семей со сниженным социокультурным капиталом
секреты успеха школ, находящихся в трудном социальном контексте

Результаты данных исследований имеют огромную ценность, но мало известны широкому кругу педагогов и практически не учитываются.

Педагогические аспекты неравенства

Принято думать, что социальное неравенство тема экономистов и социологов. Однако это явление имеет ряд важных педагогических аспектов. Педагогических значит связанных с обучением и воспитанием.

Во-первых, социальное неравенство очевидный факт, игнорируемый официальной педагогикой. В большинстве случаев не учитываются дефициты ребенка, связанные с низким социальным статусом родителей. Следовательно, не поднимается вопрос о поддержке тех детей, на учебе которых социально-экономические и социокультурные проблемы семьи сказываются негативно. Психолог Людмила Обухова, указывая на произошедший в XX веке прорыв в защите прав детей, замечает:

Людмила Обухова
Людмила Обухова
"Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся из низших слоев общества. Дети в этой среде, и прежде всего девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества"

Во-вторых, социальный статус есть у каждого члена общества независимо от пола, возраста, состояния здоровья и т.д. Следовательно, он является объективным фактором социализации учащихся их "врастания" в общество. Без изучения его влияний невозможно сконструировать адекватное содержание воспитания детей.

В-третьих, от положения родителей на социальной лестнице зависит качество их социокультурного капиталатех знаний и навыков, социальных связей и возможностей, которые обеспечивают школьникам некоторые преимущества в образовании. Ребенок, родители которого хорошо образованы и много общаются с ним, могут сами объяснить непонятную тему или оплатить услуги репетитора, отправить в языковой лагерь, создать развивающую среду, будет получать больше импульсов для хорошей учебы и развития.

В-четвертых, с принадлежностью к тому или иному социальному слою сопряжено социальное самочувствие родителей их удовлетворенность уровнем жизни, работой, качеством досуга и т.д. Социологи Питер Бергер и Томас Лукман в своем трактате объясняют, как социальное самочувствие родителей передается детям:

"Ребенок из низших слоев впитывает не просто точку зрения низшего класса, но точку зрения, окрашенную индивидуальным восприятием его родителей... Одна и та же перспектива низшего класса может вызвать различные чувства: удовлетворенность, покорность, горькую злобу, зависть, неистовое бунтарство"

На высокую педагогическую значимость проблемы указывает и тот факт, что вопросами воспитания детей в условиях социального расслоения занимались знаменитые педагоги и психологи: Ури Бронфенбреннер, Владимир Караковский, Ян Амос Коменский, Януш Корчак, Антон Макаренко, Мария Монтессори, Александр Нилл, Роберт Оуэн, Иоганн Песталоцци, Селестен Френе и многие другие.

Поддержка лучших

Сегодня преобладает ориентация на сильных и перспективных учащихся и учителей, на успешные школы. Она объясняется потребностью в «точках роста», необходимостью стимулировать тех, кто работает на инновационном уровне.

Однако такая стратегия провоцирует ряд рисков.

Во-первых, увеличивается разрыв в образовательных возможностях детей из полярных социальных слоев, следовательно, и в их жизненных шансах.

Во-вторых, в общественном сознании складывается представление о несправедливости происходящего. Значительная часть детей оказывается вне "золотого дождя" и пользуется весьма скромными ресурсами. Как писал американский психолог Ури Бронфенбреннер в своей книге "Два мира детства. Дети в США и СССР",

" состояние жилищного строительства, продолжительность рабочего дня … подготовка учителей и персонала нового типа для работы с детьми, но прежде всего приоритет в распределении финансовых расходов ... – вот те факторы, по которым можно определить, как общество относится к детям"
Ури Бронфенбреннер
Ури Бронфенбреннер

В-третьих, снижается адаптационный потенциал общества, зависящий преимущественно от положения и поведения рядовых граждан.

Культуролог Александр Люсый, изучавший процесс образования элит в России, пришел к выводу: элита заинтересована в создании элитопедагогики, цель которой наращивание личного конкурентного потенциала и развитие "способности к самовозвышению".

Между тем, многие ученые-педагоги выражают сомнения в целесообразности усиления конкуренции. Школьное образование основано на коллективном взаимодействии, и воспитание многих личностных качеств осуществляется в коллективе. Психологическую подоплеку этого анализирует Виталий Гузеев, апеллируя к собственным детским впечатлениям:

«В детстве я был довольно болезненным, не отличался особой ловкостью, физической силой... Интеллект и многочисленные ручные умения (пилить-строгать и прочее) вовсе негде было демонстрировать… Став взрослее, я заметил, что я не один такой: едва ли не половина класса старательно дезертировала со всех культурно-массовых состязательных мероприятий… Позже мне удалось познакомиться с результатами очень серьезных исследований, убедительно показавших, что кооперативная мотивация при совместном обучении приводит к существенно более высоким результатам, чем конкурентная»

Меры, понятные всем

Какие же идеи должны лежать в основе любых мероприятий по реорганизации образования?

Взгляд на образование как на средство консолидации общества
Осуществление таких изменений, которые улучшают или хотя бы не ухудшают условия социализации и образовательные возможности детей из непривилегированных социальных слоев (составляющих большинство населения)
Целенаправленная подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях резкого социального расслоения и поддержка тех из них, кому приходится работать в сложном социальном контексте
Отказ от политики нарочитой дифференциации, делающей непреодолимым разрыв между супершколами и большинством обычных школ

Ури Бронфенбреннер, ссылаясь на данные знаменитого исследования Джеймса Коулмана "Общество подростков", пришел к выводу, что важным фактором интеллектуального развития ребенка является смешанный социальный состав ученических коллективов.

«Благотворный эффект при обучении ребенка из обездоленных слоев совместно с детьми из благополучных семей возрастает с увеличением числа таких детей в классе. Обездоленные дети, показавшие наилучшие результаты усвоения знаний, учились в классах, где большинство учащихся составляли выходцы из семей среднего класса», – отмечает исследователь.

По мнению ученого из Университета Калифорнии Стивена Боссерта, смешанный социальный состав первичных детских коллективов является надеждой общества на спасение. Сотрудничество, культивируемое в таких коллективах, готовность сильных помогать слабым – это важное условие политического и экономического выживания человечества.

Надеемся, что материал был полезен. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал EduCity