Panzerkampfwagen VIII Maus - сверхтяжелый вундерваффе

В конце Второй мировой войны немцы пытались ввести в эксплуатацию много необычных видов оружия, которые часто называют вундерваффе, или «чудесным оружием», которое должно было изменить судьбу войны. Его реальное влияние на ход военных действий было не слишком большим, о чем свидетельствует тяжелый танк Panzerkampfwagen VIII Maus.

Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus

Именно тогда идея создания нового танка, который станет самым мощным транспортным средством такого рода в мире, родилась в умах Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера. Согласно предположениям, которые были сделаны на конференции 5-6 марта 1942 года, новый танк должен был весить 75-90 тонн, а его вооружение должно было составлять 15-сантиметровую пушку KwK L / 40 или 12,8 см KwK L / 50. Такие вопросы, как привод, броня или дополнительное оборудование, были оставлены на усмотрение конструктора.

Единственным кандидатом на пост конструктора нового танка был тогда Фердинанд Порше, который является фаворитом Гитлера и имеет опыт проектирования тяжелых танков (хотя дизайн его бронетехники можно считать сомнительным). Porsche создал команду, состоящую, среди прочего, из Eng. Карл Рабе, Инь. Леопольд Шмидт, англ. Walter Schmidt, Ing. Erwin Komeda, Ing. Отто Задник, англ. Карл Фрочлих и англ. Вилли Мюллер. С самого начала также предполагалось, что приводом танка будет дизельный двигатель, питающий двойной генератор, который должен был вести обе гусеницы (аналогичная система, но вызывающая очень много проблем, использовалась в прототипе танка Tiger (P)).

Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus

Работу над танком должны были вести совместно несколько заводов. Крупп должен был заниматься строительством фюзеляжа, дизельным двигателем Daimler-Benz, электрогенераторами Siemens, ходовой частью Skoda и окончательной сборкой, которую должен был выполнить завод Alkett в Берлине.

Panzerkampfwagen VIII Maus

1942 год ознаменовался проектными работами на новом автомобиле. Команда должна была разработать танк, основываясь только на нескольких конкретных рекомендациях, которые, с одной стороны, давали много возможностей для маневра, но с другой стороны, это вызывало проблемы с удовлетворением военных ожиданий, которые наблюдали за работой на танке и сообщали о многих, часто противоречивых, ожиданиях.

После многочисленных изменений в концепции, последующих модификаций конструкции и технических предположений (включая обсуждение вопроса об установке огнемета в дополнение к стандартному оружию) 6 апреля 1943 года деревянная модель нового танка была представлена ​​Альберту Шпееру, а 13 мая - Гитлеру. Интересно, что они оба приняли проект, но армия все время была несчастна. Тем не менее предполагалось, что будет произведено не менее 120 новых танков, которым в конечном итоге будет дано военное звание Panzerkampfwagen VIII Maus. Однако усиление воздушных налетов привело к тому, что идея строительства гигантских танков стала подвергаться сомнению.

Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus

Наконец, на рубеже октября и ноября 1943 года серийное производство Maus было официально прекращено, но это не означало прерывания работы над прототипом. Официальные причины такого решения неизвестны, но, вероятно, это было связано с затратами на производство, особенно с количеством необходимых ценных материалов. Другая проблема заключалась в практически нулевой боевой ценности такого большого (и, следовательно, легко обнаруживаемого и уничтожаемого военно-воздушными силами) танка, масса которого дополнительно затрудняла преодоление водных препятствий, поскольку большинство тогдашних мостов не могли выдержать такое бремя.

Одновременно с решением о прекращении серийного производства началась сборка первого прототипа, обозначенного как тип 205/1. Оно было завершено 22 декабря 1943 года и отправлено в Бёблинген. В начале 1944 года было принято решение о создании второго прототипа с маркировкой Typ 205/2. Во время первых испытаний (у автомобилей не было окончательного оборудования) выяснилось, что, несмотря на огромную массу и размеры, привод, разработанный командой Porsche, работает очень хорошо и обеспечивает большую мобильность.

Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus
Panzerkampfwagen VIII Maus

Panzerkampfwagen VIII Maus имел длину 10 м, ширину 3,7 м и высоту 3,65 м. Боевая масса составляла до 188 тонн (например, современный Абрамс M1A2 с дополнительной броней и снаряжением в самой тяжелой версии весит около 70 тонн). Привод был 12-цилиндровым двигателем внутреннего сгорания Daimler-Benz MB 509 мощностью 1080 л.с. и мощностью 44,5 л, питающим генератор, питающим два электродвигателя. Броня танка имела толщину 50–200 мм, а вооружение состояло из 12,8-сантиметровых пушек KwK 44 L / 55 и 7,5 см KwK L / 36 в башне с боеприпасами, в количестве 68 и 100 патронов, размещенных в башне, и винтовки соответственно. Машина 34. Экипаж состоял из 6 человек.

Испытания обоих прототипов были прекращены 19 августа 1944 года. Оба танка, частично оборудованные, были оставлены на полигоне Куммерсдорф, но не считались транспортными средствами, пригодными для использования в боевых условиях. Дальнейшая судьба танков до конца не известна. Обе машины были серьезно повреждены и захвачены советскими войсками. Неизвестно, был ли ущерб нанесен боевыми действиями или он был создан в результате желания немецких танков уничтожить танки до того, как они попали в руки врага.

Panzerkampfwagen VIII Maus (фото Алана Уилсона)
Panzerkampfwagen VIII Maus (фото Алана Уилсона)
Panzerkampfwagen VIII Maus (фото Алана Уилсона)