Стоит ли выбирать профессию "звукорежиссер кино"? - 1

260 full reads
333 story viewsUnique page visitors
260 read the story to the endThat's 78% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Стоит ли выбирать профессию "звукорежиссер кино"? - 1

Мой однозначный совет - когда вы выбираете себе профессию, первым делом надо заглянуть на самые известные биржи труда онлайн, и сделать там запрос по данной профессии, которой вы интересуетесь. Уверяю вас, по специальности "звукорежиссер кино" вы не найдете в открытом доступе ни одной вакансии. Так же вы не найдете вакансий "звукорежиссер телевидения". Максимум что вы найдете - вакансию звукорежиссера в караоке-клуб с зарплатой 20000-30000 р., ну или на худой конец, вакансию звукооператора в театр или концертный зал с зарплатой около 40000 р. О чем это говорит?

О том, что рынок труда звукорежиссеров кино целиком замкнут на знакомства или связи. Без них вы не войдете в индустрию. Чтобы вообще войти, вам понадобится зарабатывать себе социальный капитал, это занимает в среднем от 3-х до 5 лет. Это значит, что все это время вы будете работать или бесплатно, или по заниженным ставкам, чтобы приобрести нужные связи и наработать хоть какую-то минимальную фильмографию. Без фильмографии в серьезный проект вас не возьмут. Чем раньше вы начнете нарабатывать связи - тем лучше, поэтому начинать нужно на первом-втором курсе звукорежиссерского факультета.

Когда этот процесс уже прошел, и вы как то зарекомендовали себя, тут тоже расслабляться не стоит - нужно постоянно обучаться, нарабатывать новые навыки, а так же оттачивать новые Social Scills.

Какими навыками должен обладать звукорежиссер кино?

1) Владение технической базой, знание железа.

Без этого никуда. Сюда же относится базовые знания по школьному курсу физики, а именно по разделам "Электричество" и "Физика звука". Аппаратуры очень много, каждый год появляется новая, за тенденциями нужно постоянно следить. Так же сюда относится владение компьютером, причем обоими распространенными операционными системами - и Win и MAC OS. Вы должны уметь администрировать обе системы, ставить DAW (программу- секвенсер), плагины, дополнительные модули, звуковые карты.

2) Музыкальное образование.

Оно требуется хотя бы на уровне законченной музыкальной школы. Игра на музыкальных инструментах, занятия сольфеджио, систематическое прослушивание музыки на концертах и уроках музыкальной литературы тренируют и развивают слух. Знание нотной грамоты и умение слышать, как играет музыкант, не фальшивит ли дает очень много бонусов звукорежиссеру, так как даже в кино приходится иногда заниматься сведением музыкальных композиций. Для звукорежиссеров, которые занимаются записью и сведением музыки, музыкальное образование на уровне средного специального является обязательным.

3) Английский язык

Владеть английским нужно обязательно, так как вся документация по оборудованию на английском языке. В РФ достойного оборудования для обработки и записи звука просто не выпускают (ну, кроме может быть микрофонов "Октава", вполне приличных кстати). Поэтому на 99.9% вам придется иметь дело с техникой, приехавшей из-за рубежа, к которой поставляется инструкция на английском языке.

При интеграции оборудования в студийный комплекс часто требуется помощь поставщиков, они все, как правило, англоязычные, и вам с ними часто придется общаться по телефону и электронной почте, если вы хотите, чтобы в студии хоть что-то корректно работало.

Та же я постом выше писала про скрытность коллег, и отсутствие доступа к информации. На русском языке нет приличных книг, кроме книг Меерзона и Алдошиной. Все знания, которые вам нужны, вы сможете достать только из литературы на английском языке.

4) Знание истории кино, насмотренность.

Звукорежиссер должен знать историю кино, начиная с первых фильмов, которые шли уже со звуком, знать особенности их производства, историю развития приемов работы со звуком.

5) Владение основами режиссуры и драматургии.

Звукорежиссер кино работает в тесном контакте с режиссером фильма, а значит должен уметь говорить с ним на одном языке. Нужно уметь отличать хорошую актерскую игру от плохой игры, иногда что-то советовать режиссеру тоже приходится - по поводу расстановки и уместности акцентов, музыки, той или иной реплики. Так же в работе часто нужно уметь угадывать и в прямом смысле уметь читать мысли. Режиссер не присутствует на всех сменах по сведению фонограммы. Он приходит уже к концу сведения, когда есть некий полуготовый результат, который можно слушать и дорабатывать вместе. Если этот микс без режиссера сделан вообще "не туда", у вас точно будут проблемы.

6) Умение разбираться в технике, которую мы видим в кадре, а так же знать историю и контекст фильма, который вы делаете.

Это, пожалуй, самая трудная, и, вместе с тем, интересная часть нашей работы. Звукорежиссер кино должен знать: как по звуку инжекторный двигатель отличается от дизельного, как по звуку отличаются машины ГАЗ и Жигули, как звучит задний ход машины, как звучат винтовые самолеты, как звучат реактивные самолеты, как звучат реактивные самолеты во время рулежки по аэродрому, чем пистолет марки Люгер по звуку отличается от "Макарова", чем ППШ отличается от "шмайсеров", как звучит двигатель машины, который троит, что такое стартер, что такое бендикс, что наши танки времен Великой отечественной работали на солярке, а немецкие - на бензине, и что это означало для противоборствующих сторон и как повлияло на ход войны и на каждый отдельный бой. Так же надо знать, как разговаривали в разные исторические эпохи, чтобы при озвучке исторического кино не пропускать в фильм неологизмы. Еще нужно быть грамотным на уровне школы, чтобы не записать реплику с неправильным ударением. Да да, звукорежиссер кино должен все это знать. Если вы взяли в работу фильм, где присутствует в кадре некая техника, о которой вы мало знаете, или не знаете как она звучит, вы должны пойти сначала почитать википедию, потом поискать звук на ютубе или в фильмах прошлых лет, где встречалась такая же техника, если и этого мало, или вы ничего не нашли, то нужно искать эту технику живьем, идти или на полигон, или в гараж, или в музей, и разбираться.

Продолжение следует