Ах, Самара-городок, стратегическая

Госорган охраны памятников выдвинул глобальный план развития исторического поселения

«Хранители Наследия»

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (УГООКН) разработало амбициозный «План мероприятий по наделению статусом исторического поселения части территории городского округа Самара, содействию развития территории и сохранению объектов культурного наследия в исторической части городского округа Самара». 

Этот стратегический документ обещает в случае реализации обеспечить гармоничное развитие города как исторического поселения федерального значения (самарские дискуссии на эту тему – в нашей публикации от 14 ноября 2018 года), комплексные инвентаризацию и сохранение объектов культурного наследия и исторического центра Самары в целом, создание объединенных охранных зон и упорядочение градостроительных регламентов. И, самое главное, намечает пути решения вечных проблем экономики культурного наследия – создание механизмов финансирования реставрации многоквартирных жилых домов-памятников и бизнес-модели устойчивого развития городских кварталов, гармонизирующей амбиции инвесторов и интересы охраны наследия. 

Поэтому к самарскому плану стоит внимательно присмотреться всем регионам.

Для «Хранителей Наследия» – комментарий начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области Владимира Филипенко:

– План разработан Управлением в связи с готовящимся присвоением городу статуса исторического поселения. (Конкурс на разработку материалов по этому статусу был объявлен в апреле 2017 года – Ред.) Мы стремились системно проработать некоторые направления, которыми ранее не занимались. План предполагает объединение усилий различных ведомств нашего региона в сфере сохранения наследия и развития исторического центра Самары. Предполагается, что он будет утвержден губернатором и правительством Самарской области, пока что проходят согласования. Надеемся в ближайшие недели получить утвержденный план мероприятий по этому нашему большому проекту; на следующем этапе можно будет переходить к утверждению их финансирования. Например, мероприятия по разделу о сохранении многоквартирных домов-памятников оцениваются в 1,5 млрд рублей. Кроме того, параллельно нами разработана государственная региональная программа сохранения объектов культурного наследия на 2019–2024 годы. Безусловно, все материалы, в том числе и по статусу исторического поселения для Самары, мы будем обсуждать с архитекторами, экспертами и представителями общественности, ВООПИК.

«План мероприятий…» пока не опубликован официально и известен миру по изложению в самарском издании «Другой город». Как нас заверили в региональном госоргане, оно вполне достоверно, поэтому последуем источнику.

План состоит из трех больших разделов: статус исторического поселения, мероприятия по сохранению наследия, внедрение бизнес-модели взаимодействия города и инвесторов.

Историческое поселение

Этот статус Самара, по самым оптимистическим прогнозам, может получить в конце 2019-го – начале 2020 года. К 1 апреля 2019 года региональный госорган должен получить от подрядчика материалы по предмету охраны и границам исторического поселения. Последует их экспертное и общественное обсуждение, а затем к 1 сентября 2019 года планируется направить комплект документов исторического поселения в Минкультуры России.

Когда оно их утвердит, город должен будет внести границы исторического поселения в генплан и скорректировать ПЗЗ Самары, а региональное министерство строительства — изменить нормативы градостроительного проектирования и схему территориального планирования Самарской области. 

Проблемы исторического центра

К подготовке документа соучаствовала самарская компания «Октогон». Согласно ее материалам, 80 % жилья в историческом центре Самары имеют статус ветхого. 95 % территорий обременены различными охранными ограничениями, но при этом единых правил градостроительной игры нет: регламенты охранных зон не совпадают с ПЗЗ, наблюдаются пересечения утвержденных в разное время зон охраны с разными регламентами, есть территории, где вообще не установлены зоны охраны. К этому добавляется изношенность и отсталость коммунальных инфраструктур и убыточность квартальной застройки.

Всеобщая инвентаризация

В планах регионального госоргана – формирование детальных перечней объектов культурного наследия. В том числе утраченных либо утративших предмет охраны или признаки градостроительной ценности (таковым грозит исключение из реестров памятников). Кроме того, инвентаризация предполагает исправление ошибок в адресах, актуализацию сведений в официальных реестрах ОКН и ЕГРН, границ территорий памятников, материалов о техническом состоянии объектов и др. Весьма актуально, кстати, в контексте недавних представлений самарской прокуратуры в адрес УГООКН.

Планируется также создание единой информационной системы об объектах культурного наследия и историко-культурном потенциале региона: базы данных по памятникам с их территориями и охранными зонами, а также сведениями по истории объектов.

Затем на основе результатов инвентаризации должна быть создана база градостроительных паспортов всех кварталов исторического центра. Она должна включать описания состояния всех объектов на территории, сведения о землевладении, режимах использования земель и действующих программах с бюджетным финансированием.

Объединенные охранные зоны

Статус исторического поселения должен быть, по самарскому замыслу, подкреплен объединенными охранными зонами, которые должны обеспечить сохранение городской квартальной сетки, градостроительных акцентов, исторической высотности. Количество и границы будущих ООЗ пока не ясны.

Капремонт сложносочиненных памятников

Особое внимание в плане уделено вечным проблемным объектам для всех городов и регионов – памятникам «со сложной структурой собственности». Это и многоквартирные жилые дома, и объекты, у которых несколько собственников.

УГООКН планирует применять к их сохранению различные подходы, для чего памятники будут разделены на несколько категорий.

Продолжение – на нашем сайте.