39 subscribers

Памяти Владимира Резвина

24 января не стало Владимира Александровича Резвина – архитектора, реставратора, историка архитектуры, коллекционера. В 1990–2000 гг. Владимир Резвин возглавлял Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. 
24 января не стало Владимира Александровича Резвина – архитектора, реставратора, историка архитектуры, коллекционера. В 1990–2000 гг. Владимир Резвин возглавлял Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. 
24 января не стало Владимира Александровича Резвина – архитектора, реставратора, историка архитектуры, коллекционера. В 1990–2000 гг. Владимир Резвин возглавлял Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. 

Он умер, как рассказывают очевидцы, возвращаясь домой из Третьяковской галереи: «несколько метров не дошел до подъезда, упал замертво». 

«Удивительно талантливый, яркий, разносторонний человек, наделенный светлым умом и искрометным юмором, он был призван природой, чтобы дарить людям радость. И он щедро дарил ее на протяжении всей жизни. 
Ему удавалось все, за что бы он ни брался, потому что при всем при этом он чрезвычайно ответственно, даже педантично, относился к любому делу», – 
говорят коллеги из Союза архитекторов России

Владимир Александрович Резвин родился в 1930 году. В 1955-м окончил Московский архитектурный институт. Много лет руководил архитектурно-реставрационной мастерской № 7 института «Спецпроектреставрация». Он реставрировал Дом Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке, усадьбу «Измайлово», дворец Бобринских в Богородицке. 

Владимир Резвин оставил нам более двухсот публикаций по истории русской архитектуры. Он автор книг «Архитекторы и власть», «Москва глазами архитектора», «Прогулки по Москве: Архитектурные зарисовки», «Улица Горького, 18: Путеводитель», «Дом союзов».

Шестую свою книгу – «Москва деревянная: что осталось» – Владимир Резвин выпустил в 2017 году. Наша редакция была причастна к организации ее презентации в Доме Палибина, который тогда еще не был передан Минкультуры некоему «Фонду по содействию в создании, развитии и поддержки художественных промыслов религиозного назначения во имя Святого Архангела Михаила».

Эта книга, в которой описывались 23 деревянных памятника Москвы, во многом была и биографией автора. Владимир Резвин участвовал в реставрации многих ее «героев», поэтому во многих главах повествование шло от первого лица.

 «Важно поднять вопрос: что делать с этими домами? – говорил нам в 2017 году Владимир Резвин. – Многие отселены, в каждом сделать музей не получится. Моя мысль – предоставить эти дома коллекционерам, чтобы они могли разместить там свои собрания и показывать публике. Так делают в Европе и в США. В Москве есть попытка – Музей уникальных кукол на Покровском бульваре…  А ведь в столице много коллекционеров, обладающих ценностями вполне музейного уровня. Если бы город воспринял такую идею, то удалось бы и дома спасти, и принести пользу Москве».

 И невозможно было предположить, что это наша последняя встреча… 

От редактора. В 1990-е я несколько раз приходил к Владимиру Александровичу в Музей архитектуры. Это были очень тяжелые для музея годы: утрата Донского монастыря, переезд, отсутствие должного финансирования, постоянная тревога за судьбу ценнейших коллекций. Мы беседовали о целом поколении, выросшем без постоянной экспозиции Музея архитектуры, о неразобранных фондах, о судьбе Шумаевского креста и баженовской модели Кремлевского дворца, о планах построить для нее специальный выставочный павильон… Помню, как Владимир Александрович с горечью рассказывал, как после очередного обращения к властям с просьбой предоставить музею дополнительные помещения у него однажды зазвонил начальственный телефон: «Скажите спасибо, что здание на Воздвиженке у вас не отобрали, претендентов полно!»

А в 1999-м – так уж получилось – я вовлек Владимира Александровича в градозащитную историю.

Продолжение – на нашем сайте.