15. О ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА (вероучение христиан-иконоборцев)

Неверующие во Христа, то есть невозрожденные Духом Божьим люди, не способны творить благие дела, всё что они творят есть грех. Их свободная воля мертва со времён грехопадения первых людей Адама и Евы. Воля же возрожденных, под влиянием Святого Духа, верующих людей воскрешена к жизни и при действии Божьей благодати их воля способна к благим делам, ибо становится восприимчива душой и духом к отделению добра от зла.

Таким образом, для того чтобы человек мог творить добро, Божья благодать должна предшествовать воле человека, возрождая душу его и делая его волю относительно свободной. Именно относительно, ибо суверенная Воля Творца всегда главенствует над волей человеческой: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф.10:29—31).

Истинным добром является то добро, которое совершивший его, не приписывает в своей гордыне самому себе, а всю славу отдает Богу: «Слава тебе Боже, что ты сподобил меня на совершение этого благого дела». Такое благое дело неверующий в Бога не может совершить ибо в таковом свободная воля мертва дабы различать, что есть добро и что есть зло пред Богом. И всю славу за содеянное доброе дело неверующий в гордости своей приписывает самому себе.