Инженерная премьера в Концертном зале Мариинского театра

В 2004 году мы получили контракт на проектирование и строительство инженерных систем новой Концертной площадки Мариинского театра. Мы были рады и вдохновлены.

Нам сразу сказали, что это будет первая и единственная концертная площадка, которая должна войти в десяток лучших площадок Европы, поэтому все должно было быть на высшем уровне. Это же касалось и качества внутренней среды, за которое взялись мы.

Стоит отметить, что много времени на это не выделили - всего 2 года на все. Валерий Гергиев относился к процессу тщательно, скрупулёзно, со свойственной ему педантичностью, лично контролировал сроки и звонил, если кто-то срывал их даже на день.

Это было больше десяти лет назад (в период 2004-2006 гг.), и нам было не 28 лет как сейчас, когда достаточно просто произнести эту цифру и все становится понятно об опыте и профессионализме, а всего 16.

Десять лет назад еще было достаточно сложно понять, что кроется под высоким качеством внутренней среды, и еще сложнее было убедиться на этапе создания проекта, что оно будет достигнуто.

В то время мы начали применять методы математического моделирования (иначе называется CFD или CFD-моделированием). Объекта еще нет, а мы уже его моделируем и видим, где сквозняки, а где воздуха не хватает!

Инструмент нам казался полезным, но опыта у нас было еще мало.

Мы были неубедительны на совещании, не смогли донести в то время полезность моделирования до Генподрядчика. Результаты нашей работы были как «цветные картинки», и каждому цвету соответствует своя температура воздуха. Генподрядчик промолчал после презентации нашей работы и завел речь о комиссии, что «они-то оценят». Только начинали проектирование, а уже думали о комиссии экспертов для Европы, которые придут на приемку здания. Кроме европейской комиссии, все были в напряжении от Валерия Гергиева, который лично курировал стройку.

Но самым требовательным и удивительным был господин Ясухиса Тоёта (Yasuhisa Toyota). Его называли всемирно признанным гением. Ясухиса Тойота создавал акустические системы известных концертных залов: Сиднейского оперного театра (Сидней), Эльбская филармонии (Гамбург), Сантори Холл (Токио).

Ясухиса Тойота.  Фотография с ресурса: daily.redbullmusicacademy.com
Ясухиса Тойота. Фотография с ресурса: daily.redbullmusicacademy.com

Были ли у него стандарты и методики для создания акустических систем? Конечно, он скажет «да» и загадочно по-японски улыбнется, но как свидетели процесса мы можем точно сказать, что в первую очередь он полагался на опыт. И никаких математических моделей!

Мы отвечали за инженерные сети, и к нам были особые требования.

Так нам не разрешали использовать воздуховоды с прямыми участками более метра. Они должны были быть составными, с гибкими вставками для того, чтобы гасла вибрация. А сами воздуховоды должны были висеть на резиновых амортизаторах, чтобы шумы не передавались на корпус и не звучал армированный бетон. Ясухиса Тоёта лично инспектировал компании и на английском пытался дать ЦУ. Его мало кто воспринимал, 10 лет назад не каждый монтажник говорил на английском, поэтому Ясухиса раздражался, переходил на японский, ругался, брызгал слюной и, видимо, доходил до уровня японского мата. Здесь строители уже не могли сдержать улыбок, ведь японец и мат - это достаточно забавное и несколько нестандартное зрелище.

Нам было запрещено применять металл внутри зала. Контролёры использовали металлоискатели, чтобы убедиться в отсутствие металла. А у нас системы дымоудаления были с металлическими решетками, поэтому мы должны были придумать как сделать их акустически невидимыми.

Фотография с ресурса: pixabay.com
Фотография с ресурса: pixabay.com

Всех пугали Ясухисой. Говорили, что в гневе он - сущая бестия! Никто не хотел испытывать этого и постепенно ему перестали удивляться. Ходит японец по стройке, кричит, хлопает в ладоши – подумаешь!

Все жили в ожидании дня, когда приедет европейская комиссия экспертов по оценке концертных площадок. Для всех нас это был премьерный прогон.

Но для этого должно была пройти сдача систем господину Тоёте. На нее он впервые пришел полностью в чёрном костюме, и мы уже начали волноваться, искать информацию о том, что значит чёрный цвет в Японии, но он, господин Тойота, был очень улыбчив. Достал из своего чемоданчика громкоговоритель, который запитывался от низкочастотного генератора, протёр очки и начал процесс проверки акустического комфорта для обеспечения кантилены и чёткого звучания духовых. Ясухиса Тоёта любил работать один и измерять реверберацию один, потому к концу приемки выгнал всех.

Что он делал, мы не знаем, но вышел он очень довольный и поклоном отблагодарил нашу компанию за высокое качество работы.

После мы проверили температурные, влажностные режимы и произвели замеры скорости воздуха в разных точках.

Удивительным образом данные коррелировали с нашими математическими моделями, теми самыми «цветными картинками».

Сейчас мы выполняем эти процедуры для всех своих проектов.

Со встречи с Тоётой прошло больше 10 лет и мы до сих пор задаем себе вопрос – а могли бы мы тогда создать и акустические математические модели? К сожалению, и сегодня пока мало инструментов для их создания и, главное – верификации, то есть их достоверности.

Но к встрече с Комиссией экспертов мы были готовы. Их было около 10 человек, с виду - дружелюбных, с блокнотами, диктофонами и фотоаппаратами. Нас не пустили на эту встречу, и что там было, мы не знаем. Будь это комиссия сейчас, может быть можно было бы посмотреть и прямые эфиры в социальных сетях, а тогда все было иначе. Но после проверки господин Гергиев был очень доволен.

Автор: Marat Batulin. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра
Автор: Marat Batulin. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

29 ноября 2006 года в присутствии Президента Владимира Путина, министра экономического развития Германа Грефа, министра финансов Алексея Кудрина, мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Петербурга Валентины Матвиенко состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра.

В мировой прессе Концертный зал представили «органическим сплавом истории и современности», а также назвали его «акустической сенсацией», а мы в свою очередь были очень счастливы, что исполнили партию инженеров «на отлично» в столько короткие сроки!

Больше о CFD-моделировании читайте у нас на сайте http://www.bt-comfort.ru/ и смотрите видеоролики на Facebook: https://www.facebook.com/btcomfort/