Завершить императорский проект 180 лет спустя

Что мы чувствуем, когда нам удается соприкоснуться с частицей прошлого? Восхищение, гордость, легкий трепет? А если еще и удается прикоснуться, поработать с тем, что создавалось много веков назад, чтобы не только модернизировать, но и сохранить при этом историческую доминанту? То же самое - но увеличенное в разы.

Не часто дается шанс – поработать с историческим достоянием, ведь прежде, чем приступить к работе с такого рода объектами, нужно пройти сложные конкурсы и ряд проверок, чтобы заручиться доверием и аргументировать необходимость внедрения предложенных решений.

Но бывают и такие ситуации, когда исторически ценным объектам требуется вмешательство современных технологий во благо. Когда такая возможность появляется, это становится мощным толчком для переосмысления и дальнейшего развития не только объекта интереса, но и профессии, и даже общества.

Так, перестав интриговать, расскажем, что речь в данном случае идет о соприкосновении старейшего вокзала России – Витебского в Санкт-Петербурге – с современными технологиями, и о том, как и зачем инженеры предложили усовершенствовать его, сохранив исторически важные доминанты.

Раскрывать подробности начнем, глубоко копнув в историю появления объекта. Так, почти 180 лет назад в Петербурге заработал первый в России железнодорожный вокзал – Витебский (изначально он назывался Царскосельским – согласно маршруту следования). Его открытие и первое отправление поезда в Царское село наделали много шума, а к самому вокзалу отнеслись как к отдельному зрелищу – посмотреть на первое общественное здание в стиле «модерн», к тому же похожее в профиль на паровоз, услышать заливистый свисток поезда, прокатиться на лифте, проделать путь туда и обратно на диковинной для того времени машине – было огромнейшим удовольствием для каждого. Сначала деревянный (1837 год), а позже и каменный (сохранившийся до сегодняшних дней с 1904 года) - вокзал привлекал внимание зарубежной публики и взоры жителей всей страны.

Источник: Citywalls.ru. Царскосельский вокзал (архитектор К. А. Тон).
Источник: Citywalls.ru. Царскосельский вокзал (архитектор К. А. Тон).
Источник: TrainSim.ru. Проект Витебского вокзала (проект академика архитектуры С. А. Бржозовского).
Источник: TrainSim.ru. Проект Витебского вокзала (проект академика архитектуры С. А. Бржозовского).

Уже тогда вокзал был признан достижением инженерной мысли и сочетал в себе множество технологических новинок: построен за полтора года, электрифицирован, платформа и главный вестибюль расположены на уровне второго этажа, наличие пассажирского и грузового лифтов, транспортеров, арок зрелищного дебаркадера (платформа с навесом, куда прибывают пассажиры), железные элементы конструкций которого соединены заклепками и разукрашены цветочным декором (это один из лучших примеров воплощения железнодорожного модерна в мире). Все это сохранилось и дошло до нашего времени (только лифт сейчас не работает).

Но вместе с дивной красотой до нас дошли и проблемы, на которые раньше никто не обращал внимания, а сейчас они возымели силу и влияние: на вокзале стало некомфортно находиться сегодняшнему городскому жителю.

Что ж, немудрено, ведь в императорские времена о современных показателях комфорта и думать не думали.

Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
Автор: БЮРО ТЕХНИКИ

А вообще история Витебского вокзала парадоксально началась с дискомфорта, но несколько другого рода: Николаю I надоело ездить по русским дорогам в деревянных сидениях, и он приказал построить ноу-хау с английским акцентом.

Император велел: «Чтоб встречали меня ажурные чугунные пролеты арок вокзала, запах мазута, смешанный с ароматом шавермы, и наглые извозчики» (с).

Повеление было исполнено, но запах мазута остался вплоть до сегодняшнего дня – с царских времен и по сей день его чувствуют и на платформе, и в самом здании вокзала. Если в те времена на это обращали меньше внимания, то современному населению эти особенности не особо приятны.

Собственно, это и стало главной причиной дискомфорта для современного посетителя вокзала.

Пришла пора современным инженерам включиться в работу и показать, на что они способны, и завершить императорский проект спустя 180 лет – а именно – добавить комфорта на современный лад.

Что же в итоге получилось?

Требовалось аккуратное вмешательство инженеров, способных с помощью современных технологий внести корректировки в существующий проект и предложить решение проблемы так неугодного современному городскому жителю воздушного дискомфорта. Петербургская инженерная компания с 27-летней историей БЮРО ТЕХНИКИ была привлечена как раз для решения этой проблемы, за которую, стоит отметить, возьмется не каждый специалист.

Перед петербургскими инженерами стояла задача - разработать решение по перераспределению воздушных потоков таким образом, чтобы неприятные запахи не концентрировались в повышенном объеме в районе дебаркадера и платформы, а также не попадали в здание вокзала.

Необходимо было предусмотреть дополнительную вентиляцию и управление внутренними потоками воздуха (активное смешение которых и создает неприятные запахи) с целью значительного ограничения распространения загрязненного воздуха по всему периметру дебаркадера, и, соответственно, в здание вокзала, т.е., по сути, доработать инженерные системы с применением современных решений, не нарушив архитектурной концепции, сохранившейся с императорских времен, и сделать так, чтобы современному горожанину на вокзале дышалось легче и находиться было приятнее.

Что же предложили сделать современные инженеры?

Для начала, применив современные технологии моделирования объектов недвижимости, они построили трехмерную модель вокзала.

3D-модель Витебского вокзала (дебаркадер, внешний вид). Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
3D-модель Витебского вокзала (дебаркадер, внешний вид). Автор: БЮРО ТЕХНИКИ

Опирались специалисты на первоначальный проект и сохранившиеся архивы. Несмотря на то, что переданную документацию сложно было назвать проектной - Альбом создания дороги, подготовленный для Императора, в котором был лишь раздел о Витебском вокзале, некоторые схемы и эскизы дебаркадера – здание удалось полностью воспроизвести в информационной модели с учетом всего, что нужно для анализа того, как распределяются воздушные потоки по всему периметру вокзала, и, в частности, дебаркадера.

3D-модель Витебского вокзала (внутренний вид). Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
3D-модель Витебского вокзала (внутренний вид). Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
Иллюстрация из архива проекта «Петербург глазами инженера».
Иллюстрация из архива проекта «Петербург глазами инженера».
Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
Автор: БЮРО ТЕХНИКИ

Кроме того, в процессе исследования стало понятно, что и ориентация самого дебаркадера по сторонам света не очень оптимальна: в Петербурге в основном дуют западные и юго-западные ветра, а открытая сторона дебаркадера (через которую воздух проникает на территорию платформы) ориентирована именно на юг. Так, наружный воздух в сторону дебаркадера в основном поступает со стороны одной из платформ, где скапливаются выхлопные газы от маневровых локомотивов, печей вагонов и прочей техники. Оттого и дышится трудно.

Расчет, сделанный в специальной программе, показал, что решить проблему можно путем организации дополнительных фрамуг (или оконных рам) в кровле дебаркадера, через которые часть загрязненного воздуха будет удаляться. Также была предложена организация струйной вентиляции лобовой платформы (первой платформы, куда приходят люди, а потом переходят на нужную им) и струйное перенаправление воздуха в торцевой части одной из платформ (шестой – самой напряженной), куда интенсивно затекает наружный воздух, распространяющийся позже по всей платформе. Все предложенные решения возможно реализовать без нарушения архитектурной целостности объекта. Эврика! Собственно – верный результат и без потерь.

CFD-модель дебаркадера Витебского вокзала. Концентрация воздуха ДО реализованных мер . Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
CFD-модель дебаркадера Витебского вокзала. Концентрация воздуха ДО реализованных мер . Автор: БЮРО ТЕХНИКИ

CFD-модель дебаркадера Витебского вокзала. Концентрация воздуха ПОСЛЕ реализованных мер. Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
CFD-модель дебаркадера Витебского вокзала. Концентрация воздуха ПОСЛЕ реализованных мер. Автор: БЮРО ТЕХНИКИ
Так, современные технологии (а точное название им – математическое моделирование температурных и скоростных полей, или CFD) позволили инженерам без радикального вмешательства в архитектуру объекта предложить своевременное решение современной проблемы с сохранением исторической идеи.

Осталось дождаться, когда КГИОП даст добро.

С долей уверенности в 80% на вокзале будет приятно находиться и современному, избалованному комфортом горожанину, который сможет наслаждаться многообразием дивных видов исторического вокзала, а вовсе не букетом неприятных запахов. Если только самую малость, чтобы на несколько минут ощутить тот самый дух императорского времени.

Больше о CFD-моделировании читайте у нас на сайте http://www.bt-comfort.ru/ и смотрите видеоролики на Facebook: https://www.facebook.com/btcomfort/