дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Как индустрия 4.0 меняет управление

2 February 2019

Повсеместная автоматизация и роботизация производственных процессов в мировой промышленности началась еще в 1970-е годы. Этот период принято называть третьей промышленной революцией — по аналогии с индустриальной революцией конца XVIII века, ознаменованной изобретением паровой энергии и механических устройств, и второй половины XIX века, когда была открыта электрическая энергия и произошло разделение труда.

Однако сегодня мы понимаем, что запущен механизм, возможно, даже более масштабных изменений, которые еще раз перевернут нашу жизнь. Концепция «Индустрия 4.0», или Четвертая промышленная революция, предусматривает сквозную цифровизацию всех физических активов предприятия и их интеграцию в единую экосистему. Вроде бы новая парадигма — новые возможности для всех. Но история доказывает, что смена формации может стать началом конца для тех предприятий, которые к ней не были готовы.

Будущее только за цифрой?

Диджитал — не модная игрушка, а способ выживания Индустрия 4.0, диджитал, искусственный интеллект, машинное обучение — об этих концептах говорят так часто, что возникает ощущение, будто это не более чем очередная мода. Но для бизнеса подход к инструментам Индустрии 4.0 как к модным трендам — бесполезная трата ресурсов. Конечно, так можно заработать пару очков, создавая репутацию «инновационной компании». Но долгосрочную пользу принесет только глубокое понимание тех возможностей и рисков, которые дает Индустрия 4.0 бизнесу, а также системный подход, при котором новые инструменты интегрируются в стратегию компании на всех уровнях. То, что мы называем диджитал-трансформацией.

Диджитал-трансформация — это способ адаптации к стремительно меняющимся условиям и в конечном итоге способ выживания в конкурентной борьбе.

Конкуренция — одно из необходимых условий развития рыночной экономики, она заставляет компании выходить из зоны комфорта и постоянно искать новые точки роста. Возможности Индустрии 4.0 могут стать такой точкой роста, когда классические инструменты эффективности начинают себя исчерпывать.

Эксперты McKinsey оценивают потенциальный эффект от применения инструментов Индустрии 4.0 в одной только металлургии более чем в $115 млрд. Среди основных источников дополнительных доходов — роботизация, удаленный контроль и управление оборудованием, увеличение эффективности труда сотрудников через цифровизацию, внедрение интегрированных платформ, глубокая аналитика данных и предиктивные инструменты. Только благодаря цифровизации управления оборудованием отрасль может заработать более $40 млрд.

Все в онлайн и на 3D-печать?

Технологии изменили и отношения между клиентом и продавцом. Появились инструменты онлайн-продаж, которые позволяют максимально удовлетворять основные потребности покупателей: скорость, удобство и простота. Это быстро поняли игроки сегмента B2C, которые привыкли работать с большим количеством клиентов. Крупная промышленность научилась продавать через интернет около трети своей продукции.

Существенный прогресс заметен в создании так называемых «материалов нового поколения» — например, графена. Появляется возможность делать продукты из комбинации различных материалов, скажем, при помощи 3D-печати. Эти тренды тоже нельзя игнорировать, чтобы не упустить шанс выйти на новые рынки. Правда, есть сомнения относительно сроков внедрения этих технологий в массовом производстве. Например, печать куска арматуры на 3Dпринтере обходится в тысячи раз дороже, чем арматура, произведенная традиционным способом. То есть технология существует, и с ее помощью можно реализовывать единичные проекты — вопрос в том, насколько они экономически обоснованы.

Профессионалы снова все решают?

История показывает, что прогнозы, какая именно технология или платформа «выстрелит», сродни гаданию на кофейной гуще. Даже самое эффективное инновационное решение, внедренное, когда рынок или корпорация к этому не готовы, окажется несостоятельным. Однако технология, выбранная и представленная рынку в нужный момент, может кардинально изменить не только компанию, но и в какой-то степени мировую экономическую парадигму-winner takes it all.

Достаточно вспомнить примеры таких компаний, как Uber, Facebook или Ethereum. Но все это компании так называемой «новой» экономики. Применение инноваций в традиционных, устоявшихся отраслях, где во главе угла стоит дисциплина, а любая неточность в эксплуатации дорогостоящего оборудования может привести к значительным потерям, имеет свою специфику. Внедрение той или иной технологии иногда занимает годы — это во многом объясняется культурными барьерами, в частности, боязнью брать на себя риски и экспериментировать. И работа с инновациями действительно сопряжена с рисками.

Относиться к инструментам диджитализации как к панацее, бездумно используя решения, которые появляются на рынке, мягко говоря, неэффективно. Поэтому важно разработать в рамках компании комплексную систему, которая поощряет инициативу и эксперименты и в то же время управляет рисками.

Единственный разумный способ снизить вероятность опрометчивых решений — профессиональная экспертиза, как внутренняя, так и внешняя. Основа диджитал-технологий — данные, или «большие данные». Хотя специалисты уже считают этот термин устаревшим, сегодня любой человек генерирует столько информации, что ее можно считать большими данными.

Важнейшая информация буквально "валяется" у нас под ногами - компании используют всего 5-10% информации для роста производительности. А ведь оборудование уже с завода выходит "обученным" считать все свои показатели работы.

Начало пути

Сегодня находимся в самом начале пути. Надо признать, что процесс диджитал-трансформации идет медленно и не всегда гладко. Вставая на этот путь, нужно быть готовым к неудачам. Природа Индустрии 4.0 предполагает инновационные подходы и эксперименты, а когда имеешь дело с чем-то новым, ошибки неизбежны. На этапе прототипирования неудачными признаются до девяти моделей из десяти. А эффект от внедрения даже самых удачных моделей измеряется в процентах, а не в разах. Ну и, пожалуй, главный сдерживающий фактор на пути к реализации стратегии диджитал-трансформации — сложившаяся культура людей. Сотрудники привыкли сопротивляться изменениям. Их можно понять: всегда проще плыть по течению, решать задачи дедовскими методами и жаловаться на неэффективность процессов. Но потенциал инновационных проектов можно реализовать, только изменив культуру людей и их отношение к переменам.

Культурная трансформация — очень долгий и непростой процесс.

Как ни парадоксально это звучит, но для четвертой промышленной революции важны не роботы, не цифровые технологии, не большие данные, а в первую очередь — люди.

Люди, которые будут работать со всем перечисленным. Любые изменения совершаются или блокируются людьми, поэтому важно их вовлечь и заинтересовать. В наше время от людей требуется не просто получение новых навыков, умений, знаний, но и проактивная позиция в совершенствовании производственных процессов. Ключевую роль здесь играет культура людей — постоянный «внутренний огонь», который заставляет развиваться.

Как же научить людей: а) не сопротивляться изменениям, которые должны происходить в компании постоянно; б) выступать с инициативой, предлагать идеи и участвовать в их внедрении? Во-первых, важно, чтобы руководители и лидеры коллективов личным примером показывали, каким должен быть сотрудник современной компании, постоянно развивались сами и ставили перед людьми амбициозные задачи, которые невозможно решить традиционными методами. При этом цели должны быть реалистичными, иначе вы добьетесь обратного эффекта — люди будут демотивированы. Во-вторых, в рамках компании необходимо создать экосистему, стимулирующую поиск и обмен идеями. Сотрудникам нужно дать инструменты, которые помогут им легко, без бюрократии и излишней субординации выступить с инициативой, экспериментировать.

Общество 4.0

Индустрия 4.0 готовит ряд вызовов для современного общества. Отвечать на них можно и нужно, реформируя общественные институты — в частности, образовательную систему. Но адаптация к изменениям, прежде всего, зависит от самих людей. Структурная трансформация спроса на труд потребует от людей новых навыков и талантов. Автоматизация и цифровизация производства уменьшит потребности в работниках, выполняющих рутинные операции, — например, по сборке. Однако это более чем компенсируется ростом спроса на новые, креативные профессии, в том числе на специалистов в области ИТ и data science. Даже высокоинтеллектуальный труд CEO поддается автоматизации — по данным McKinsey, это можно сделать с задачами, на которые гендиректора тратят до 20% своего рабочего времени. Таким образом, появляется значительный потенциал для роста эффективности на уровне топ-менеджмента компаний.

Общество движется от рутины к креативной деятельности. И это здорово!

Индустрия 4.0 означает не сокращение занятости, а изменение структуры рынка труда. После первой промышленной революции прошло уже более двух столетий, а рабочих мест по-прежнему достаточно для занятости всего населения. Могут возникать локальные проблемы, но тут профессионалы должны прийти на помощь тем, кто готов развиваться в новых направлениях.

Что касается системы образования, то требуется ее полная перезагрузка. Сейчас нужна не подготовка «человека-компьютера» с большим массивом знаний в голове — важнее научить специалиста находить необходимую информацию и применять ее на практике.

Поэтому обучение на рабочем месте станет самой действенной формой, и производственная площадка превратится в основной образовательный институт. А в традиционных учебных заведениях эффекта присутствия на производстве можно достичь, используя инструменты виртуальной реальности.

Быстрые изменения в обществе, скорее всего, приведут к тому, что человек будет вынужден менять место работы и даже специальность гораздо чаще, чем сегодня. Поэтому важно перестроить систему образования так, чтобы люди могли быстро получать другую квалификацию, постоянно учиться, развиваться в течение всей жизни. В этом поможет и дистанционное онлайн-образование.

Очевидно, что диджитал сегодня проникает во все науки. Институтам высшего и среднего образования стоит вводить элементы ИТ в традиционные дисциплины, такие как инженерия, математика, физика, менеджмент, маркетинг и т. д. И еще один важный тренд — цифровой мир не имеет границ. Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, нужно быть в курсе мировых тенденций, а значит, «говорить с миром на одном языке». Все актуальнее изучение английского языка с раннего детства и на хорошем уровне.

Индустрия 4.0 и диджитализация остаются для большинства людей явлениями не до конца понятными, но в то же время притягательными. Поэтому, с одной стороны, вокруг них рождается множество предрассудков и страхов, а с другой — необоснованный ажиотаж, когда компании готовы окунуться в модные концепции с головой, не проанализировав риски и потенциальную отдачу.

Правильно воспринимать Индустрию 4.0 как набор инструментов, которым нужно научиться правильно пользоваться. Тогда он позволит бизнесу найти новые источники роста.

А когда и они будут «отработаны», общество предоставит нам новые возможности, которые сегодня мы не можем себе даже представить.

По материалам интервью А. Мордашова