В Средние Века все рыцари были низкорослыми, я сам доспехи видел! Ну-да-конечно. :-)

Доспех Руперта, придворного карлика герцога Иоганна Казимира.
Доспех Руперта, придворного карлика герцога Иоганна Казимира.

Я смотрю, жанр "Разоблачение мифов истории" любезен почтенному читателю? Тогда - продолжим.

Всякий раз, когда я слышу заявление типа "Все рыцари в Средние Века были низкорослые потому, что на них давили доспехи! Я сам видел те доспехи, страшно тяжёлые и страшно маленькие штуки" - мне хочется спросить:

Ребята, а вы о типовом росте современных людей тоже предлагаете судить по Детскому Миру?..

Понимаете, вообще-то рыцарский доспех - это такая форма рабочей одежды. Предназначенная для довольно опасного производства. И потому она... мнэ... расходная. Весь смысл хорошего, скажем, нагрудника, состоит в том, что когда в тебя прилетает моргенштерном... Нет, лучше - бастардом... не в смысле - незаконнорожденным сынишкой твоего боевого товарища, а смысле - полутораручным мечом... полтора килограмма и метр с прицепом обоюдоострой стали... "Д-д-доброе утро!"... но всё же это лучше, чем моргенштерн. Моргенштерн - это, как говорится, "практически без вариантов".
Так вот, когда в тебя прилетает бастардом, на выброс идёт нагрудник, а не ты. И в этом, повторюсь, весь его смысл.

Кроме того, доспехи - это чертовски дорогая расходная форма рабочей одежды. И фулл-плейт (полный латный доспех, то, что мы обычно себе представляем при слове "рыцарь"), и кольчужный комплект (то, в чём рыцари проработали большую часть Средневековья на самом деле), и все варианты комбинации этих двух типов - они все "стоят как самолёт". В идеале, при посвящении юноши в рыцари его отец или "замещающая персона" (крёстный, сеньор-покровитель отца, ещё какой-то "добрый фей") торжественно дарил новопосвящённому боевого коня и доспех. И это было аналогично даче приданого за невестой. Такая гарантированная часть семейного имущества в качестве Большого Жизненного Старта. Но это - в идеале, в реальности были парнишки вполне приличного происхождения, которые годами ходили в оруженосцах потому, что у папы не было ни денег на обмундирование сына, ни состоятельных и щедрых друзей. Приходилось как-то выкручиваться самому. Например, самостоятельно заводить состоятельных и щедрых друзей и покровителей. Которые купят тебе "самолёт". ;-)
Кроме того, что отдельно неприятно, даже имея полный карман золота, ты ещё найди того умельца-чародейца, который тебе этот "самолёт" исполнит в лучшем виде. Если кто-то думает, что любой деревенский кузнец был "всегда готов!" отковать рыцарю новый нагрудник или пересобрать половину кольчуги, сильно траченной при Гастингсе - бросайте это дело. По меркам Средневековья качественный рыцарский доспех действительно был, как самолёт - продукт высоких технологий. А потому хороших кузнецов-оружейников холили-лелеяли, возили за собой по театрам военных действий и передавали по наследству. Вместе с доспехами. Ну, с той их частью, которая была ещё "жива" после всех сражений и, как следствие, починок.

Два эти факта в совокупности привели к тому, что в современных музеях очень немного даже неполных "боевых" комплектов доспехов на взрослого "строевого" рыцаря. Но довольно много "детских" (точнее - отроческих). Потому как, чтобы на поле боя свободно себя чувствовать в фулл-плейте - это нужна привычка. Многолетняя. Приобретённая ДО первого реального боя. А то он может стать последним.

И вот когда начинаешь выяснять, какие именно "маленькие доспехи" видел рассуждающий о "поголовной низкорослости рыцарей", оказывается, что видел он очень хорошо сохранные и на диво полные доспехи какого-нить принца. Лет так 10-ти.

детские доспехи из коллекции замка Амбрас, Инсбруке (Тироль, Австрия)
детские доспехи из коллекции замка Амбрас, Инсбруке (Тироль, Австрия)

Потому, что доспехи того же принца в 30-ть лет остались по полям и бастионам. И в этом был их смысл. :-)

Что, конечно, не отменяет того, что за последние лет 150 "цивилизованное человечество" в целом сильно "подросло". Но дело тут было не в рыцарских доспехах (точнее - в их отсутствии).

Броня Джона Гонта, сына Эдуарда III (1340-1399 ). Экспозиция Тауэра (Лондон). 2,10 метра.
Броня Джона Гонта, сына Эдуарда III (1340-1399 ). Экспозиция Тауэра (Лондон). 2,10 метра.

"Оставайтесь с нами", в следующей серии - про то, как влияла на осанку рыцарей вредная привычка постоянно махать тяжёлыми предметами.