Как оптимизировать сайт под голосовой поиск

Сегодня голосовой запрос уже не кажется таким сомнительным процессом, как это было совсем недавно. Технология распознавания речи совершенствуется со скоростью света и оказывает серьезное влияние на развитие поисковых систем. Поэтому сейчас самое подходящее время для изменения своей стратегии продвижения и приспособиться к инструменту, уже преобразившую оптимизацию сайтов.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Как устроен голосовой поиск
  • Виды голосовых помощников
  • Статистика использования
  • Оптимизация сайта под голосового поиска
  • Небольшой итог

КАК УСТРОЕН ГОЛОСОВОЙ ПОИСК

Голосовой поиск - диалог пользователя с поисковой системой. Технология позволяет получать ответы на все вопросы без использования клавиатуры.

Пример диалога с Алисой - голосовым помощником Яндекса
Пример диалога с Алисой - голосовым помощником Яндекса

Главное отличие такого поиска информации от классического - общение с помощью голосовых команд, а не посредством ключевых слов. Уже нет никакой необходимости в подборе специальных словосочетаний или фраз, способных добиться более релевантного ответа. Достаточно использовать такой же стиль общения, как и в повседневной жизни. Например, запрос "утренняя зарядка, плюсы и минусы" можно заменить на "чем полезна утренняя зарядка?", в результате чего Вы получите разумный и подробный ответ.

Теперь приложения с голосовым поиском научились находить связь между запросами - спросив: "Кто такой Гордон Рамзи?", а после, продолжив: "Мировой рекорд Гиннеса по разделке рыбы", Вы получите ответ на оба запроса, а система поймет, что речь идет все о том же Гордоне Рамзи.

ВИДЫ ГОЛОСОВОГО ПОИСКА

На сегодняшний день голосовых помощников много, но основных несколько:

  • Google Assistant;
  • Алиса от Yandex;
  • Cortana от Microsoft;
  • Siri от Apple.

Возможности голосового поиска оценило большое количество людей: от тех, у кого главная просьба - поиск музыки, до тех, кто занят или не имеет возможности ввести запрос вручную, к примеру во время готовки, за рулем или людям с ограниченными возможностями и т.д.

Когда люди пользуются голосовым поиском
Когда люди пользуются голосовым поиском

GOOGLE ASSISTANT

Два года назад компания Google выставила на всеобщее обозрение статистику по голосовым запросам пользователей. На тот момент были следующие результаты: на долю голосовых запросов пришлось от 20 до 22 % голосовых обращений. На текущее время известно, что показатели выросли до 30 %. А к 2020 году эксперты утверждают, что уровень достигнет 50 % всех запросов.

Google Assistant
Google Assistant

Что касается общей доли голосового поиска во всемирном трафике, то он составляет 10-12%, а это довольно значимая цифра. И, если сейчас усиленно заняться развитием голосовых процессов и улучшением эффективности запросов, то в ближайшее время можно обогнать основных конкурентов на несколько ступеней вверх.

АЛИСА ОТ YANDEX

По распознаванию русской речи у помощника от Яндекс пока нет равных. И несмотря на то, что впервые об Алисе стало известно в прошлом году, уже сейчас она способна на многое.

Пример диалога с Алисой - голосовым помощником Яндекса

К её возможностям относятся:

  • Распознать песню;
  • Рассказать, что на фото;
  • Вызвать такси и найти необходимое заведение;
  • Проложить маршрут;
  • Помочь одеться по погоде
  • И многое другое.

CORTANA ОТ MICROSOFT

Виртуальный ассистент доступен на Windows, iOS и на Android. С недавнего времени помимо таких способностей, как: управление календарем, будильником, отслеживанием посылок и т.д., помощник стал способен на общение в Skype с другими ботами.

Cortana от Microsoft и Skype
Cortana от Microsoft и Skype

Недостаток системы в плохой реализации на платформе Android и iOS.

SIRI ОТ APPLE

Ассистент, который можно встретить на iPhone, iPad, Apple TV и Apple Watch. Он очень хорошо владеет естественной речью и любит демонстрировать свою мудрость. Помогает со всеми стандартными вопросами, а также научился взаимодействовать с некоторыми элементами "умного дома".

Siri от Apple
Siri от Apple

Все голосовые помощники стараются идентифицировать наши команды, основываясь на процессинг естественного языка. Ассистент принимает во внимание как уникальные характеристики нашего голоса, так и интонацию, поведение, наши предпочтения и многое другое.

СТАТИСТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОЛОСОВОГО ПОИСКА

Статистика демонстрирует, что голосовой поиск из локального события перешел в глобальную тенденцию. В прошлому году зафиксировано практически 33 миллиона voice-first гаджетов. Речь идёт об устройствах, которые управляются голосом. Такими аппаратами пользуются во всем мире.

2017 год: голосовой поиск главный SEO-тренд на Западе. 2018 год: тренд заработал признание и в отечественных странах.

Самые востребованные запросы у голосовых помощников - музыкальные запросы, погода и пробки, установка будильника, управление календарем и заметками, а также просьбы по открытию телефонной книги. Распределение голосовых запросов:

  • примерно 6 % касается локального бизнеса;
  • 5% - поиск музыкальных композиций;
  • 4,1% относится к кулинарным рецептам;
  • 3,1% - запросы о киноновинках.

Также компания Google запустила проверку среди россиян и узнала, какие вопросы по голосовому поиску являются самыми популярными в интернете. Полученные результаты опубликовали The Village.

Основные категории вопросов:

  • С вопросом "Кто?" интересовались про: Путина, Маркшейдера, Пушкина, Ленина, Иван Гая.
  • С вопросом "Что?" интересовались про: Оксюморон, Google, Тазовод, Любовь, Глютен.

Существует стереотип, о том что большая часть людей, которые пользуются голосовым поиском, - это молодёжь до 25 лет, но полученная информация от Thrive Analytics сообщает, что голосовой поиск применяют группы всех возрастов.

  • Возраст от 18 до 29 лет - 71 %;
  • Возраст от 30 до 43 лет - 59 %;
  • Возраст от 44 до 53 лет - 39 %;
  • Возраст от 54 лет и выше - 38 %.

Теперь рассмотрим при каких обстоятельствах выше перечисленные группы использую поиск:

Использование голосового поиска
Использование голосового поиска

ОПТИМИЗАЦИЯ САЙТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТРАФИКА ИЗ ГОЛОСОВОГО ПОИСКА

Чтобы не допускать ошибки в SEO оптимизации, вот несколько рекомендаций по привлечению аудитории, которая регулярно пользуется голосовым поиском.

РАБОТА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ

Давайте рассмотрим 2 вида обращения: обычный - "Погода СПб" и устный - "Какая погода будет в Питере в пятницу?". Мы видим, что голосовой запрос длиннее и конкретнее. В нем преобладают вопросительные слова и предлоги, поэтому при оптимизации сайта стоит обратить внимание на низкочастотные подробные запросы.

Пример голосового запроса
Пример голосового запроса

Для получения точной статистики обращаемся за помощью, к примеру, в Яндекс Wordstat. Отмечаем регион и нужные нам устройства.

Статистика голосового запроса из Яндекс Wordstat

Добавляйте в свой материал после вопроса в полной форме такой же ответ. Это должно выглядеть максимально естественно. Отличный вариант - разместить эту информацию в подзаголовках.

АДАПТАЦИЯ ПОД МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

Если Вы хотите занимать топовые позиции в мобильной выдаче, то первое, что необходимо будет сделать адаптировать сайт под мобильные устройства, если такой адаптации еще нет. Так же сайт можно подключить к Google AMP и Яндекс Турбо. Так сайт будет лучше ранжироваться в мобильном поиске.

ОБЩЕНИЕ С АУДИТОРИЕЙ

Добавьте на сайт форум, чат, вопросы-ответы, где клиенты будут обсуждать Ваш продукт/услугу. Так Вы получите новые разговорные словоформы, а также узнаете, что в приоритете у Вашей аудитории.

ПОВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ ЗАГРУЗКИ САЙТА

Скорость - важный параметр для высокого ранжирования сайта. Google поделились информацией о том, сколько секунд люди готовы ждать пока грузится сайта:

  • Ожидание загрузки 1-3 секунды - вероятность перехода 32 %;
  • Ожидание загрузки 1-5 секунд - вероятность перехода 90 %;
  • Ожидание загрузки 1-6 секунд - вероятность перехода 106 %;
  • Ожидание загрузки 1-10 секунд - вероятность перехода 123 %.
Подробнее изучить свой сайт и оптимизировать скорость загрузки можно в сервисе PageSpeed Insights от Google
Подробнее изучить свой сайт и оптимизировать скорость загрузки можно в сервисе PageSpeed Insights от Google

PageSpeed Insights от Google

Базовые операции по повышению скорости загрузки страницы:

  • Снижение размера графики;
  • Снижение размера страниц;
  • Упрощение кода;
  • Использование турбо-страниц.

НЕБОЛЬШОЙ ИТОГ

Мы поделились самыми простыми, но эффективными способами для возможного получения большего количества органического трафика на сайт. Популярность голосовых запросов продолжает расти, поэтому очень важно сейчас встать на нужную волну и заняться оптимизацией своего сайта для попадания на верхние позиции голосовой выдачи