Пермское пешеходное метро

12 November 2019

Метро — мечта жителей многих городов. Быстрый, удобный, беспроблемный способ перемещаться по городу на большие расстояния нужен всем. А в чем особенность метро как способа передвижения, чем оно принципиально отличается от привычных автобусов-троллейбусов и автомобилей? Если отвлечься от технической реализации (подземный рельсовый транспорт большой вместимости), а сделать упор именно на восприятии с точки зрения пассажира.

Метро — система телепортации. Оно позволяет быстро и беспрепятственно перемещаться между определенными точками — станциями метро, или порталами телепортации. Быстро — значит быстрее, чем любым другим способом. Беспрепятственно — значит, что никакие затруднения на поверхности земли между станциями не мешают телепортации. Реально это значит, что телепортация происходит не по земле, а в альтернативном пространстве — под землей (традиционное метро), над землей (монорельс и прочие эстакадные системы) или в искусственно обособленном пространстве железной дороги (электрички, в том числе московские МЦК и МЦД, немецкий S-бан и подобные системы во многих странах). А в Краснодаре придумали концепцию "канатного метро" (сети городских канатных дорог): https://kuban.rbc.ru/krasno…/…/2018/5bfcf6129a794746504b841e. Правда, вовремя сообразили, что это будет дорого, неэффективно и бессмысленно. Однако же в боливийском Ла-Пасе система канатных дорог успешно работает.

Канатная дорога в Ла-Пасе, Боливия (фото из интернета)
Канатная дорога в Ла-Пасе, Боливия (фото из интернета)

В Перми есть городская железная дорога вдоль берега Камы. Для жителей городских кварталов, удаленных от реки, она не слишком полезна. Там ходят автобусы и трамваи, в целом работаю неплохо. Но есть одна особенность.

Пермь стоит на одной большой реке Каме и множестве мелких. Активисты насчитали в городе около 100 малых рек и ручьев. Наиболее известные из них — Егошиха и Мотовилиха, давшие названием заводам, с которых начался город. Всякий образованный человек слышал название Стикс, но многие ли знают, что это не только мифическая, но и реально существующая речка, и она находится в Перми, это левый приток Егошихи?

Устье пермского Стикса
Устье пермского Стикса

Многие пермские речки протекают в глубоких долинах. Вот таких:

Долина реки Егошихи
Долина реки Егошихи
Долина реки Данилихи
Долина реки Данилихи

Эти долины — прекрасные природные оазисы в центре шумного города, они образуют своего рода экологический каркас, но при этом мешают сообщению между районами. Как можно пересечь такую долину? Либо по одной из немногочисленных дамб, где проходят крупные магистральные улицы. Это шум, пыль, узкие неудобные тротуары.

Средняя дамба (яндекс-панорама)
Средняя дамба (яндекс-панорама)

Либо спускаться по крутой "козьей тропке" в долину, переходить речку по маленькому деревянному мостику и забираться на противоположный берег. Долго, а в плохую погоду грязно и скользко.

К счастью, в Перми есть команда экологических активистов "Слушай Соловья" во главе с Надеждой Баглей.

Надежда Баглей ведет экскурсию по долинам малых рек
Надежда Баглей ведет экскурсию по долинам малых рек

И эта команда выдвинула концепцию Зеленого каркаса Перми. Суть в том, чтобы по краям речных долин проложить пешеходно-велосипедные "кромочные улицы" с твердым покрытием, проходимые в любой сезон и в любую погоду, а через долины перекинуть изящные подвесные мостики. Тоже пешеходно-велосипедные. Примерно такие, как вот этот:

Подвесной мост в селе Хндзореск, Армения (фото с сайта sestrik.com)
Подвесной мост в селе Хндзореск, Армения (фото с сайта sestrik.com)

Но чуть пошире, чтобы велосипед проехал.

Подробнее про Зеленый каркас можно почитать здесь: https://vk.com/karkaspermi

Зеленый каркас Перми. Толстыми темно-зелеными линиями показаны предлагаемые мосты через долины, тонкими темно-зелеными - предлагаемые кромочные улицы, желто-зелеными - существующие улицы, которые предлагается включить в состав каркаса. (Схема на основе яндекс-карты)
Зеленый каркас Перми. Толстыми темно-зелеными линиями показаны предлагаемые мосты через долины, тонкими темно-зелеными - предлагаемые кромочные улицы, желто-зелеными - существующие улицы, которые предлагается включить в состав каркаса. (Схема на основе яндекс-карты)

А я подумал: если идея реализуется, то это будет своего рода пешеходное метро! Мостик соединит берега кратчайшим путем, перейти его будет быстрее, чем ехать кругом хоть на машине, хоть на общественном транспорте. А если сделать к мостикам удобный автобусный подвоз (кое-где уже есть), то получится транспортная сеть, которая станет удобным дополнением существующей маршрутной сети общественного транспорта.

Если понравилось — ставьте лайк, пишите коммент, подписывайтесь на канал.