Негативное воздействие телесериалов на психику человека

При беседе приятель начал жаловаться на свою супругу, говоря о том, что её поведение стало непредсказуемым, спонтанным как у подростка, а характер стал вспыльчивым и вздорным, несмотря на то что у неё было трое детей и ей было за тридцать.

Приятель, будучи человеком проницательным, быстро определил причину этих изменений. Его супруга будучи домохозяйкой, всё свободное время проводила за просмотром различных телесериалов и это, по его мнению, и стало причиной перемен в её характере. Затем он запретил своей супруге смотреть телесериалы, а взамен оплатил несколько обучающихся курсов, чтобы полностью заполнить ее время.

Спустя два месяца приятель радостно сообщил, что отношения с супругой наладились и её поведение стало соответствовать модели поведения зрелого и адекватного человека.

Эта история заинтересовало меня тем фактом, что телевидение в целом оказывает настолько сильное влияние, что даже у зрелых людей может в корне поменяться поведение и измениться мировоззрение из-за просмотра телесериалов. В связи с этой историей я вспомнил об одной статье западного психолога, в котором был такой любопытный факт, что в современном мире 35-40 летние люди могут находиться по уровню зрелости на уровне подростков. Стало возникать предположение что причиной инфантильности даже у зрелых по возрасту людей может быть телевидение. Телевидение как бизнес направлен на прибыль, ориентируясь на продукты, которые будут поглощать большая часть населения. Культура является своего рода настройкой над инстинктами человека, человек по своей природе определенный биологический вид, который развился благодаря долгой истории эволюции и социализации. Только благодаря усилиям общественных институтов (экономика, государство, семья, идеология, образование) создается нормальная среда для развития человека, если же страну потрясает экономический кризис, войны то условия для развития человека не возникает, и человек не достигает должного уровня социализации. В результате недостаточной социализации человек принимает решения и действует спонтанно и эмоционально, руководствуясь желаниями, вместо того чтобы культивировать поведение, основанное на мудрых жизненных концепциях. Соответственно телевидение, чтобы охватить как можно большую аудиторию, апеллирует к самым низменным склонностям человека, которые соответствуют его животному началу.

Просматривая телесериалы зритель в своем воображении ассоциирует себя с героями и мысленно погружается в ту среду в которой живут герои сериалов. Герои как правило живут в ненормальной среде, относительно к которой стараются адаптироваться и выжить, подобно диким зверям. В поступках героев прослеживается определенная рациональность, но отсутствует мудрость, в целом героев сериалов можно сравнивать с умными животными. Так если анализировать популярный в данный момент телесериал «Игры престолов», то можно сделать вывод что герои сериала живут абсолютно непредсказуемой жизнью, в которой убийства, изнасилования, инцест, нетрадиционная сексуальная ориентация являются обычным занятием для героев. Этот телесериал полностью подрывает все нравственные устои человеческого общества, герои нарушают все христианские заповеди, и они полностью аморальны. Тяжело представить более худший фильм для подрастающего поколения, и этот телесериал по сути калечит подростков, подрывая у них нравственные основы. Так согласно Википедии курсантам военных школ в Турции осенью 2014 года запретили смотреть этот сериал с целью оградить их «от сексуальной эксплуатации, порнографии, эксгибиционизма, насилия, домогательств и другого негативного поведения». И этот запрет действует для курсантов, которые уже сформировались как личности и готовятся к военной службе, которая в принципе предполагает совершение убийств на войне. Вспоминается интервью с Арнольдом Шварценеггером, который на вопрос журналиста, смотрят ли его дети боевики с его участием, ужаснулся самой этой мысли, сказав, что он запрещает своим детям смотреть фильмы где есть насилие.

Если проанализировать телесериалы, то можно выделить следующие элементы: во-первых, герои находятся в ненормальных условиях жизни, во-вторых поведение героев можно разделить на три вида. Первый и наиболее часто встречающийся вид поведения — это выживание и борьба героев под различным соусом, таких как месть, катастрофы или попытка выжить в опасных природных условиях. Второй вид — это поведение, основанное на саморазрушении и разрушении судеб окружающих, к этому относятся развод между супругами, аскетизм и служении идеи в результате чего герой остается одиноким и не имеет детей или же он страдает алкоголизмом и наркоманией. Третий вид поведения основан на потребительстве, герой как правило любитель ночной клубной жизни, жадный до денег и склонен жить расточительно.

Практически отсутствует герой, чья модель была бы основана на творчестве и созидании, и который стремился бы повышать уровень своей культуры. Подростки практически не видят культурных людей, отечественные сериалы такие как «Реальные пацаны» так же пропагандируют простоту нравов, демонстрируют низкую культуру героев. Переключая телевизор на музыкальный канал, мы снова видим эту пропаганду «простецкой» жизни, так певицы в одном из клипов группы «Фабрика», играют роль девушек, работающих на фабрике, вытирают рот рукой после еды, до этого громко чавкая с набитым ртом. И это девушки, будущие матери!

Просматривая телесериалы и клипы, предназначенные для массового зрителя, невольно ловишь себя на мысли, что еще чуть-чуть и начнешь верить различным теориям заговоров, согласно которым западный мир посредством телевидения подрывает устои обществ стран СНГ, чтобы население полностью деградировала, потеряв остатки своей культуры.