Трасса М-18. Зима 1992 год.

Помните такие грузовые микроавтобусы выпуска 80 х годов «Форд-транзит» ?

Хорошая машинка . Почему я вспомнил про неё ?

Эта девочка- моя внучка, а история которую я расскажу произошла в 1992 году, тогда маме этой девочки еще не исполнилось и шести лет.

А вспомнил я её потому, что вчера мне позвонил мой старинный приятель-Слава Суслопаров и предложил по сотрудничать.

Он занимается туризмом на полуострове Рыбачий в Мурманской области https://vk.com/ozerko51 Бухта Большое озерко. На фото с треской- довольный Слава.

К стати -рекомендую. Думаю не пожалеете, если решитесь провести недельку- другую в этих удивительных местах с неповторимым колоритом Заполярья. Фотографии Славика

Но возвратимся к 1992 году . Тогда, в начале 90х, мы были полны радужных надежд. Нами двигали какие-то новые, не известные ранее чувства. Они подвигали на поступки, мы бесстрашные и молодые были готовы ко всему.

Славка, он более меня, имел генетическую наклонность к коммерческим проектам.

Вот такой автобус, какой вы видите на фотке с девочкой, Славик подогнал мне из Финляндии. Конечно же, чисто внешне, он не был не таким гламурным — как этот.

Сколько еще пришлось с ним повозиться на морозе (зимой я приобрел сию технику, а гаража не было) чтобы он просто ездил.

Двигатель родной у него «крякнул» пришлось поставить дизелек, от другого такого же микроавтобуса .

Слава очень быстро «просекал» новые выгодные темы. Вот вчера он ездил в Финку , пригонял машины, а сегодня решил, что выгодно сгонять за товаром в Питер.

При этом, Слава человек очень настырный и легкий на подъем. Я тогда только права получил, ездить то толком не умел. Но Слава убедил меня — надо ехать в Питер. За каким товаром мы поедем- это было не важно- там найдем- говорил Слава.

Ну что же, под старый Новый год, сели и поехали. С собой взяли колес 5 запасных. Возили их тогда из Норвегии, где их пачками выкидывали на помойку.

Через 100 км , закипел двигатель, ушел тосол. Нашли порыв в шланге, долили воды, и снова в путь.

Порожняком до Питера доехали без особых проблем. В Питере Слава заночевал у своих знакомых, я у своей тетки.

Утром встретились, Слава штудировал газетенку «Шанс». Тогда она составляла не более шести страниц, и была основным источником рекламной информации.

Искали товар совсем не долго. Попалось объявление- ананасы в железных банках консервированные. Почем бы и нет. Не испортятся, замерзнут — не страшно. Значит решено. Садимся в машину, едем на склад.

Отпустили товар быстро. Пару полетов и наша коробочка полна. Новый такой автобусик должен тащить 1400 кг. Мы же, по честному, загрузили в него 1.5 тонны.

Выехали со склада, остановились, оглядеться перед дальней дорогой и были несколько встревожены. Рессоры задние выгнулись в сторону асфальта, покрышки конкретно приспустили.

Достали насос подкачали колеса и в дорогу! Впереди 1400 верст зимнего тракта по трассе М-18.

Основные приключения начались в Карелии примерно в районе Сегежи .

Мы потихоньку ехали, Слава конечно проводил за рулем большую часть времени. Я же подменял его, что бы он мог отдыхать по чуть, чуть.

Погода в пути была не устойчивая, то мел снег, то прояснялось с небольшим морозцем. Впереди нас прошло несколько грейдеров. Расчищая дорогу , они вместе со снегом местами вырывали куски асфальта. И нам приходилось не сладко, подпрыгивая на этих ухабах, пришлось заменить несколько колес.

Ближе к вечеру я заметил искры из под капота. Остановились . Дернули открывашку , а тросик замка оборвался и капот не открыть. Там, под капотом, продолжает искрить. Слава хватает топорик, пытаемся преодолеть прочность затвора и получается это не с первого раза. Так подтверждается американское качество авто.

На самом деле оказалось, что тросик от тряски попал на клеммы аккумулятора, закоротил его , накалился до красна и разорвался.

Кое как примотали искореженный топориком капот, едем дальше. После Мончегорска, где поспали до рассвета, осталось чуть больше ста километров до Мурманска, солярки в баке только доехать и одна запаска.

С рассветом мороз крепчал. Погода стояла ясная, солнечная. настроение хорошее, приподнятое.

Славик разогнал нашу кибитку, и на тебе, под переднее правое колесо попадает камушек. Колесо чпок… запаски нет, настроение то же куда то пропадает.

Есть решение. У Славки во дворе стоит такой же микрик под снегом. Он с колесами. Ловим попутку я еду в Мурманск, Слава загорает, под лучами, только, только выглядывающего заполярного солнышка.

На попутке я добирался тоже весело. Это была машина ЕРАЗ. Армянская такая машинка, дверь у неё только со стороны водителя.

Но пока мы добирались до города, мне могла пригодиться бы дверь со стороны пассажира, если бы была вдруг возможность выпрыгнуть на ходу.

Так как мороз крепчал, а водитель поведал мне всяческие нюансы , про то, как пропадают одновременно в сильный мороз: тормоза, сцепление и рулевое управление, у этой чудо техники.

Водитель этой попутки к вечеру возвращался в Оленегорск и предложил меня захватить- я вежливо отказался.

Что же , забежал на 15 минут домой, чмокнул в щечку жену, взял инструмент , и к Славику во двор. Под домкратил микроавтобус, снял колесо, взял пустую канистру. Поймал такси, заехал на заправку, налил солярки 20 л, и к замерзающему партнеру.

Добрался достаточно быстро. Колесо заменили. Залили солярку. Кажется ну вот и все, до дому меньше 100 км. А там горячая ванна, чай, 100 гр. для согрева.

Ни фига. Солярочка оказалась летней. Замерзает солярка, замерзаем дальше мы. Дневное время ускользает. Наступает темнота. Машина замерзает напрочь.

Никто не останавливается. Наконец — то нашелся сочувствующий. Привязались. Слава за рулем, я оттаиваю чем могу лобовуху, ладонями. скребком, зажигалкой. Холодно но вроде хоть едем. Завестись уже нет никаких надежд.

Вдруг слышим звон в задней части —дзин,дзинь. Вот звон пропадает, Слава кричит, о нормалек, но тут машину начинает мотать из стороны в сторону. Запахло жженой резиной, хотя ехали по заснеженной дороге.

Радует одно, что наш буксировщик заметил мигание фар, это подтверждало — бортовые аккумуляторы живы. Но приходиться отцеплять буксир, домкратить авто, снимать заднее правое колесо. Заклинило тормозные колодки.

И опять пригодился нам наш надежный товарищ топорик. Вырубили им все, что там болталось, заглушили тормозную трубку , но это кажется была напрасная операция, так как жидкости тормозной, уже в системе похоже не было.

Опять мерзнем, сжигаем покрышки, ловим кто бы отбуксировал. На улице мороз градусов 30, северное сияние радужно сверкает- красота !

Наконец-то остановился какой то боец, сжалился над двумя черными от сажи покрышек коммерсантами. Остановился наш спаситель, подцепил нас на буксир, ключик зажигания поворачивает, вот те раз, и сам не заводится.

Тут Господь услышал наши молитвы, подсказал что можно попробовать нашими аккумуляторами толкнуть, грузовик бойца — и ПОЛУЧИЛОСЬ !

Потихонечку доехали до городских огней, и стало чуточку потеплее не душе.

С телефона автомата я позвонил свояку Юрику , к нему в гараж мы закатили микроавтобус с ананасами. Юра развез нас по домам и на этом закончился наш коммерческий рейс по трассе М-18 .

Осталось только выгодно продать наши ананасы. Но это как говорится другая история.

Если вам интересно , ставьте лайки, подписывайтесь на мой блог https://vk.cc/91U8sE