Алғыс - благословение тюрков Саяно - Алтая.

27 January

Алғыс (алгыш у тувинцев, щорцев; алкыш у алтайцев и алғыс у хакасов) - канонизированная форма благопожеланий (благословение) у тюрков Саяно - Алтая.

Алғыс (алгыш ,алкыш ) произносили при исполнении семейных обрядов — именинах, свадьбах, новосельях, застольях и т.д

Так говорящий благопожелания хакас сначала брал чашу с молоком, надоенным от белой коровы, ополаскивал им свои уста и только затем произносил магические слова. Напр., во время свадьбы молодым желали:

«Пусть ваша юрта, стоящая под солнцем, покроется серебромI
Пусть невеста, поклоняющиеся солнцу, доживет до седин!
Пусть на ваш передний подол наступают дети!
Пусть на ваш задний подол наступает скот!

За лечение в целебных озерах хакасы бросали на дно серебряные монеты, сопровождай действие магическими слонам и:« Пусть будет у тебя белое благо , а у меня — лекарство-избавление».

В пути на перевалах кропили вином горным духам, говоря Алғыс :Пусть впереди будет открытая дорога, пусть позади будет закрытый путь» и т.д.

Шорцы произносили "алгыш" (благословение). Л.П.Потапов побывавший в Горной Шории в тридцатых годах, так описывал обряды, связанные с охотой: «Кропление талканом с водой или абырткой совершалось дереву, вокруг которого делали шалаш. При этом произносили такое благожелание — алгыш: «Пай торум салдобур, парак паштыг пай кузук / богатый шишками с мохнатой вершиной богатый кедр, пис чакшы табан / мы хорошо добудем». После строительства одага приносили жертву огню, бросали кусочки пищи в него вечером со словами «отус паштыг от эне, от эне алтын тонду от эне / сорокоголовая мать огня, в золотой шубе мать огня».

Алтайцы окуривая колыбель и вешая ленточку с бусинками произносили "алкыш сӧс" (благопожелания: обрядовая поэзия):

Алас, алас! Одус башту От-эне.
2. Кырык башту Кыс-эне,
3. Чийди болдо быжырган,
4. Тоҥды болзо эргискан,
5. Ада болуп айланып тӱш!
6. Эне болуп ажыл тӱш!
7. Кирди jунган суда кӧл,
8. Киндик кескен ак такпай,
9. Суда кӧлдӧ сугатту,
10. Сургун тууда ойынду,
11. Тарак пашту Май-эне,
I2. Кырык кыстыҥ ортозында,
13. Кыс ару Май-эне...
14. Ак бакана сӧӧнип тӱшкен,
I5. Алтын кастак тудуп тӱшкен,
I6. Тарак башту Май-эне.
I7. Корбочогыҥ кӧргӱспе!
I8. Тар койынына сугунып турзын!
I9. Тапчы эдегине тӱнӱп jӱр!
20. Оҥ колтыгыҥа сугунып тур!
2I. Оҥ эмчегиҥ эмис тур!

l. Алас, алас! Тридцатиголовая огонь-мать,
2. Сорокоголовая девица-мать,
3. Варящая все сырое,
4. Оттаивающая все мерзлое,
5. Кружась спустись и будь отцом!
6. Спустись, покрой и будь матерью!
7. Смывшая грязь в озерной воде,
8. Обрезавшая пуповину белой щепкой,
9. Имеющая питье в озере,
I0. Имеющая игрища на Сурун-горе,
11. С гребневидными волосами Май-эне,
12. Среди сорока девиц,
13. Чистая дева Maй-эне,
14. Спустившаяся, опираясь на жертвенную развилину,
15. Спустившаяся, держа золотой лук,
I6. Имеющая гребневидную голову Май-эне.
I7. Не показывай ростки (детей)!
I8. В узкую пазуху положи!
I9. В узкую полу зажми!
20. Под правую подмышку положи!
21. Правой грудью питай!"

Тувинские шаманы пели обрядовые "алгышы", предлагаю ознакомится с одной из их песнь:

Алгыш, посвященный огню

«И вот я пришел сюда, чтобы вести дагылга.
И вот я призываю, чтобы здесь явилась дадалга.
С восходом солнца и с появлением луны молодой
Жертвую золотую свечу, чтобы все было хорошо.

Да, и ехал на коне и был одет очень нарядно.
Да, я пришел сюда слугою народа доброжелательно.
Благословляю, чтобы огонь был более ярким.
Благословляю, чтобы юрта была более уютной.»

Примечания:

Дагылга - моление, посвящение, молитва
Дадалга - счастье, удача.
Оваакай — юрта.

Литература: Бутанаев В.Я. "Этническая культура хакасов"; Самбуу Сааем Чувурековичем "Алгышы — культовые песни тувинских шаманов"; Сайт: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/alt/