Чулымцы: этнос на краю гибели.

18 December 2019

Чулымцы малочисленный, коренной народ России. Название этноса происходит от реки Чулым (приток Оби) в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.

Одно из дореволюционных самоназваний чулымцев татар, татарлар, почти, как у шорцев и хакасов (тадар, тадарлар). Язык чулымцев относится к хакасской группе. Он очень близок с шорским языком и с некоторыми диалектами хакасского.

Традиционными занятиями чулымцев было: рыболовство, охота, собирательства лечебных трав и ягод. Так же занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.

Современный чулымцы
Современный чулымцы

Чулымский этнос сложился в результате смешения тюркских групп еще в XVII–XVIII веках. Народность берет свое начало от древних кыпчатских и уйгурских племен, впоследствии была ассимилирована хакасами и преимущественно русскими. Большая часть современных чулымцев, особенно дети из двуязычных семей, определяют себя как русские.

Поданным переписи 2010 года, численность чулымцев, всего 365 человек, а те кто владел языком составляли единицы. Исчезающий этнос. Сами чулымцы, так ответили на вопрос о будущем своего этноса:

«Затеряются среди других народов», другие ответы были не менее пессимистичны: «вымрут», «чистых чулымцев не будет», «перемешаются с другими».

Из причин, по которым полагают, что будущего у народа нет, на первом месте называют пьянство, затем безработицу, ассимиляцию. Огромную роль в кризисе чулымского этноса, сыграла проблема самоидентификации.

В советское время, чулымцы по переписи всегда относились к хакасам и не учитывались, как отдельный этнос. Скорее всего это делалось, для того что бы быстрее ассимилировать дружественные друг другу народы.

Так одна женщина про себя сказала: «хакаска, а может, чулымка, кто нас сейчас разберет. Я привыкла к хакаске»

Однако волна этнического возрождения, прокатившаяся по всей территории России с конца 1980 гг., захлестнула и чулымцев. Но среди них не было единства в определении своей национальности.

Михаил и Николай Кулеевы, например, добивались, чтобы их называли чулымцами, а сторонники лидера А.А. Тазарачева хотели называться хакасами.

Живопись: Хавкунова Алина "коренной чулымец"
Живопись: Хавкунова Алина "коренной чулымец"

Зыбкость этнического самоопределения чулымцев можно выразить словами одной женщины, которая про себя сказала: «хакаска, а может, чулымка, кто нас сейчас разберет. Я привыкла к хакаске»

Сторонники этнонима "чулымцы, так доказывали свою точку зрения: «…чулымцы бедствуют по той причине, что им в 1939 г. насильственно была присвоена чужая национальность – хакасы. Таким образом существование чулымцев было поставлено вне закона. Причем о мотивах, которыми руководствовались, объединяя два народа в один, не догадывались ни чулымцы, ни хакасы… Мы должны восстановить собственный статус, ибо мы, как и хакасский народ, и как малочисленные народы Севера, имеем землю своих предков, но быть ее хозяевами не можем»

Приверженец "хакасского направления" А.А. Тазарачев 18 сентября 1991 создал Тегульдетское отделение ассоциации хакасского народа «Тун» («Возрождение»). Были налажены связи с руководителями ассоциации в Абакане, приняты устав и программа. Программа предусматривала возрождение культуры, традиций, обычаев, возрождение праздника чулымских хакасов «Тун-паирам» в районе. Обязательным было возрождение языка, организация его изучения на базе Тегульдетской 8-летней школы, создание детских кружков из числа хакасов при районном Доме культуры. Основными целями ассоциации Тегульдетского отделения являлась защита политических, социальных, экономических, культурных прав, свобод и интересов хакасского народа, сохранение исторической среды его обитания.

В 1991 г. в район приезжала делегация из Хакасии, в которую входили председатель АХН «Тун» А.А. Костяков, кандидат исторических наук
В.Я. Бутанаев и др. Сами же чулымские хакасы побывали на III съезде хакасского народа, проходившего в Абакане 25–26 октября 1991 г. Но налаженная связь оборвалась с болезнью А.А. Тазарачева. Постепенно контакты чулымских тюрков и хакасов стали ослабевать и наконец к 1993 г. эта связь оборвалась совсем.

Литература: Е.Ю. Кошелева, Л.В. Романова "Проблемы этнической самоидентификации чулымцев"