ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ

13 November 2019

Укрывшаяся в лесах окружающих извилистое течение реки Сестра Изосимова пустынь, к нашему времени вновь оправдывает свою изначальную суть пустынного и отдаленного от мирской суеты места. Лишь оставшиеся последние могилы, посещаемые до сих пор верными потомками, хранят тонкую нить, связывающую заброшенную лесную святыню с современностью. Песчаная лесная дорога петляет в тиши соснового леса, расступающегося полянами зарастающих вырубок.

Довольно сухая для ноября дорога, тем не менее не позволила нам проехать до самого места. Но погода была столь хороша, что небольшая пешая прогулка была очень приятна. Место бывшего монастыря располагалось на противоположной от нас стороне реки и мы потратили некоторое время на поиск места для перехода. Найденная нами пара упавших поперек русла деревьев стала нашим пропуском на другой берег. Монастырский холм и окружающее его кладбище были видны издалека. Вся земля вокруг, во множестве мест взрыхленная дикими кабанами, была обильно усеяна битым кирпичом.

Зосимова-СестринскаяКлинская пустынь или Успенская Изосимова (ныне погост) — Московской губ., Клинского уезда, основана около 1479 г. препод. Зосимою и Андрианом, мощи которых покоятся в склепе у южной стены церкви, близ алтаря. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: БрокгаузЕфрон. 1890—1907.). В статистической работе «Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов.» В.В. Зверинского Изосимино-Успенской пустыне дано следующее описание: «ИзосиминаУспенская или Зосимова-Сестринская-Клинская, мужская пустынь, ныне погост Изосимова пустынь, Московской губернии, Клинского уезда, в 50 верстах к зап.-юго-зап. от Клина, близ границы Волоколамского у., на правом берегу р. Малой Сестры. Основана около 1479 г. преп. Зосимою и Андрианом, из коих первый был игуменом; мощи их покоятся в склепе у южной стены церкви, близ алтаря.

В 1680 г. с вотчинами, в коих в 1727 г. было 253 душ крестьян, приписана к Воскресенскому Нов. Иерусал. м-рю и в 1764 г. обращена в приход.» Согласно исследованию Рубцова Д.А. «Церкви и села Клинского уезда до 1781 года.» - «Зосимова (Изосимова) пустынь, церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь свт. Николая. На довольно обширных землях Изосимина монастыря располагалось село Покровское и, по-видимому, запустевшее в период Смуты село Кузмодемьянское. 1541 г., Первое упоминание Изосимина монастыря найдено в Разъезжей грамоте тверских писцов земель Тимофея Константиновича Хлуднева с землями Изосимина монастыря на реке Сестре. Село Хлуднево действительно было расположено в 5 километрах от Изосимина монастыря. 1623 г., "Изосимина монастыря игумен Мисах". 1624 г., "Гл. 140. Пречистыя Богородицы Зосимина монастыря в вотчине село Покровское на суходоле. А в нем церковь Покров Пречистыя Богородицы деревянна, клецки, стоит без пения. Двор монастырский". Упомянута пустошь Кузмодемьянское на реке на Сестре. 1646 г., "Пречистыя Богородицы Изосимина монастыря в вотчине село Покровское". 1662 г., "Изосимина монастыря поп Аверкий". 1678 г., Архиерейский Собор 1678 года полагал в Тверской епархии открыть епископию в Кашине или Ржеве-Володимирове и дать ей монастыри Дмитровский, имевший 61 двор, Клобуков (53 двора), да из Клину Изосимин с 50 дворами и Успенский (19 дворов). 1715 г., "Приписная к Воскресенскому монастырю Изосимина пустынь. В той пустыни две церкви деревянные во имя Успения Пресвятой Богородицы да Николая Чудотворца.

В том монастыре монах Сергий 68 лет. При том монастыре поп Иван Ананьин 45 лет. У него жена Матрона 35 лет, два сына Михайло 9 , Игнатий 5 лет. Дочери Афимья 3, Акилина пол году". 1769 г., "Зосимова пустынь, село Поламского стана, владение Коллегии экономии, ранее Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, межевал 16 сентября 1769 г. Языков". 1774 г., упомянут церкви святителя Николая Чудотворца Изосимовой пустыни женатый священник Козьма Аллилуев.». Есть ещё такое упоминание о месте упокоения основателя пустыни – «Зосима (в миру Игнатий Азарьевич Еропкин), инок, основатель Изосиминой пустыни, в конце XV или в начале XVI в., в с. Зосимова Пустынь Клин. у., в бывшей монастырской церкви.» (Леонид Архим., Святая Русь, №59). Поселение на месте бывшего монастыря дожило почти до наших дней. По свидетельствам окрестных старожилов, последние жилые дома на этом месте исчезли лишь в середине недавно минувшего двадцатого века.