12 ошибок чтения, из-за которых ребенок не может читать быстро

8 February 2019
394 full reads
1 min.
452 story viewsUnique page visitors
394 read the story to the endThat's 87% of the total page views
1 minute — average reading time
12 ошибок чтения, из-за которых ребенок не может читать быстро

Есть такой миф: «Чем больше читает ребенок, тем лучше у него техника чтения».

Как обстоит дело на самом деле? А вот так: вы можете заставлять ребенка читать хоть ежедневно, но любовь к чтению от этого не проснется. Так же, как и умение быстро читать.

Давайте рассмотрим на примере реальной ситуации, с которой я сталкивалась не один раз.

Родители заставляют ребенка читать до посинения изо дня в день через сопли-слезы-слюни, еще и ругают его за то, что у него ничего не выходит. Ребенок читает от силы страницу-две и каждый раз делает одни и те же ошибки. Родители их не исправляют, они закрепляются. В итоге улучшений никаких не происходит.

Почему так происходит: тексты, даже небольшие, для такого ребенка – это еще слишком сложно. Чтобы не отбить желание к чтению, нужно изучать чтение от простого к сложному: сначала слог, потом слово, далее - предложение и текст.

Нельзя ребенка заставлять читать тексты, пока у него есть следующие ошибки:

1. Не знает или забывает низкочастотные буквы. Чтение прерывается каждый раз, как только встречается проблемная буква.

2. Путает оптически похожие буквы: «Л-Н», «Ч-Ц», «Т-П».

3. Путает акустически похожие буквы: «Б-П», «Т-Д», «С-З».

4. Вместо звука называет «имя буквы»: «МэАКэ», вместо «МАК».

5. Добавляет призвук «Э» в конце слова: "БАКэ", "МАКэ".

6. Добавляет призвук «Э» или делает паузу при стечении согласных: «В_РАЧ\ВэРАЧ», «КОШ_КА\КОШэКА», «МОС_Т\МОСэТ».

7. Не соблюдает ударение или не знает, что это вообще такое. Возможны 2 варианта:

- Ставит ударение на каждый слог: КА́-ША́. Чтение при этом отрывистое, скандированное.

- Не правильно ставит ударение: «ка-шА́».

8. Неправильно читает окончание слов (как будто не дочитывает слова до конца, а сам додумывает окончание).

9. Не соблюдает правила орфоэпии:

- чтение с шипящими: «Ж’ир», «Ш’ея».

- «Что» вместо [Што], «у него» вместо [у нево].

10. Каждое слово прочитывается отдельно, оно интонационно не оформлено в предложение. Не понимает смысл знаков препинания: игнорирует точки, запятые.

11. Делает вдох в середине или после каждого слова. Не держит дыхание до знака препинания.

12. Читает механически, не понимает смысл прочитанного.

Если ребенок совершает какие-либо из перечисленных ошибок, то сначала нужно отработать проблемную позицию отдельно.

Только после отработки всех ошибок можно переходить непосредственно к чтению, и тем более к повышению скорости чтения.