Почему ребёнок путает С и З, К и Г, С и Ш?

4 February 2019
462 full reads
1,5 min.
568 story viewsUnique page visitors
462 read the story to the endThat's 81% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Почему ребёнок путает С и З, К и Г, С и Ш?

- Откуда взялись "гласа" вместо "глаз", "сапка" вместо "шапки" и "селеная травга" вместо "зеленой травки"?
- Почему ребенок не дописывает буквы, а в диктантах пропускает слова и целые фразы?
- Почему не успевает за темпом работы в классе?

Фонематический слух - виновник ошибок на письме №1

Фонематический слух – способность отличать одни речевые звуки от других (ж-ш), (б-п), (з-с), различать на слух слоги и слова, отличающиеся только одним звуком (са-ся) (жи-ши), благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком; почка-бочка-точка-кочка.

Как понять, есть ли у ребенка проблема с фонематическим слухом?

● Поиграйте с ребенком в игру (а на самом деле проведите серьезный тест): попросите его повторить за вами цепочку слогов: ша-са-ша, ша-ша-са; ча-тя-тя, тя-ча-тя; ла-ра-ла, ра-ла-ла; ма-на-ма, на-на-ма; ца-са-ца, ца-са-са.

● Попросите ребенка “поймать” звук (например, “с”): пусть он хлопнет в ладоши, когда услышит его в ряде других звуков: с-в-ф-с-ц-щ-з-х-с-ч-ф-ш-сь-з-к-ш-с.

● Понаблюдайте, заменяет ли он в речи близкие звуки и попросите объяснить значения слов, отличающихся одним звуком (например, "коса - коза").

Чем грозит нарушение фонематического слуха и почему так происходит?

Самое простое во что может вылиться несовершенство фонематического слуха – это проблемы с письмом (дисграфия). В тетради будет красоваться «селеный» вместо «зеленый», «отуванчики» вместо «одуванчики» и «гласа» вместо «глаз».

Так выглядит нарушение фонематического слуха
Так выглядит нарушение фонематического слуха

Только представьте: чтобы понять значение слова нужно, чтобы звучание слова (функция слуховой коры) объединилась с образом (зрительная кора). И происходит это с небольшой задержкой. Чтобы понять, что услышали, вам требуется больше времени. И пока вам говорят предложение или фразу, вы прилагаете столько сил, чтобы понять смысл, что забываете о том, что было самом начале.

От этого страдает слухо-речевая память. Дети часто переспрашивают учителя, не успевают за темпом работы в классе, в диктанте не дописывают и пропускают слова и целые фразы, а так как записать услышанное (перевести каждый звук в букву) сложно, то и в словах могут путать и пропускать буквы. Дети упускают детали, поэтому часто страдает и пересказ.

1 из 2
1 из 2

Что делать?

- Обратиться к сурдологу и сделать аудиометрию для исключения нарушений физиологического слуха.

- Заниматься с логопедом. И обязательно дома самостоятельно.

Рабочие упражнения - в следующих постах.