Авиакатастрофа: ошибка автопилота

13 February 2019

Начало

6 февраля 1996 год. На Карибах ранняя ночь. Летчики Эрдем и Герген подменяют пилотов рейса 301. Рейс Франкфурт - Доминиканская Республика. На борту 3 члена экипажа, КВС*, ВП* и третий, запасной пилот и 167 пассажиров, включая члены экипажа.

Неполадки на земле

20:36 экипаж начинает взлет. 80 узлов (146 км/ч) критичная скорость, при которой можно еще провести проверки оборудования. Капитан замечает неладное: не работает показатель скорости на панели КВС. Звучит сигнал тревоги. По международным правилам Гражданской авиации, если при проверке системных оборудований на скорости 80 узлов возникают неполадки, то от взлета необходимо отказаться, чего КВС посчитал пустой тратой денег и продолжил взлет, ссылаясь на то, что показатель скорости на панели ВП работает исправно. Об этом решении он еще пожалеет.

В воздухе

Пилоты давно уже забыли о проблеме с показателем скорости. По мнению командира Эрдема все идет нормально. Самолет набирает высоту. Через несколько минут после взлета экипаж переключается на автопилот. Теперь самолет в руках самого надежно пилота - автопилота. Однако в тоже время, приборы сообщают о том, что есть неполадки. Экипаж получил предупреждение от руля управления и датчика скорости. Систем ведут себя крайне странно. Показатель скорости показывает, что самолет летит слишком быстро. Если на такой высоте самолет будет лететь слишком быстро, то это кончится далеко не хорошо. Первые мысли Эрдема - снизить обороты двигателя, но показания второго пилота совсем другие. Показания ВП показывают, что самолет уже снижает скорость. КАпитан, видя противоречивые показания, сказал, что техника отказала. Капитан пытается перезагрузить систему, думая, что та придет в норму. Но этого не происходит. Автопилот сообщает, что скорость достигла максимально допустимого значения. Но показания второго пилота показали что, скорость слишком мала и продолжает падать. На такой скорости машина может потерять устойчивость и попросту свалиться. Время уходит, пора принимать меры. Капитан двигает сектор газа на себя, тем самым уменьшая обороты двигателей.

Ошибка Эрдема

И тут сработал "Стикшейкер" - это устройство, дает вибрацию, предупреждающий экипаж о предстоящем сваливании самолета. Самолет летит слишком медленно, но предупреждение о слишком высокой скорости не исчезла. Такого не должно быть. Прежде чем понять экипажу что происходит, самолет уходит в штопор. Самолет потерял управление и резко пошел вниз. Тут Эрдем осознает страшную реальность - он сделал неправильный выбор. Командир дает обороты двигателям, но самолет слишком высоко задрал нос и под таким углов воздухозаборники самолета не захватывают воздух и когда Эрдем толкнул сектор газа слишком быстро, то один из двигателей не смог набрать полные обороты, а просто заглох. Самолет слишком резко закрутило в лево и он вошел в штопор, в неуправляемый штопор. Пилоты отчаянно пытаются выровнять самолет, но уже слишком поздно.

Итог

Борт 301 потерпел крушение. Погибли 176 пассажиров. Никто даже не понимал, что автопилот надежный "пилот" в самолете, стал и причиной авиакатастрофы под Атлантикой.

Комментарий от редакции:

Почему КВС поверил показаниям на своей панели управления, если на земле она уже давала сбои. Ошибка не только автопилота, но и КВС.

*КВС - Командир Воздушного Судна

**ВП - Второй пилот

Спасибо за внимание, с вами была команда Знаток !