Монгольская лошадь

Кочевники издревле отличались тем, что не атаковали Русь зимой. Несмотря на то, что летом им преграждали путь засеки, а зимой можно было бы двигаться по льду рек. Потому что зимой лошадь должна быть подкована.

А на быках какая ж езда - сколезь!

Говорит Григорий Мелехов в "Тихом Доне". Конечно, бык парнокопытный, его не подковывают, а неподкованное животное зимой скользит. Конечно, в дикой природе у коней нет подков, но в дикой природе они и не выписывают пируэты в бою, держа на спине снаряжённого воина.

Точнее, лошадь должна быть подкована даже летом, но зимой подкова должна иметь три зубца - центральный и боковые. Когда солдат принёс Кутузову стёртую французскую подкову, он пожаловал его золотым рублём:

Ты, братец, сейчас мне всю французскую кавалерию сдал

Ещё кочевники отличались тем, что на каждого воина было не 2, а три лошади. Отчасти потому, что русские или германцы возили за собой обоз, а кочевники чаще использовали вьюк. Наказ же Чингисхана требовал иметь при каждом воине даже не 3, а 5 лошадей. Ведь монгольские воины лошадей ещё и ели. Прежде чем пойти дальше, просто посчитаем. Например, предел для войска Юрия Всеволодовича (с новгородцами) знаем в 1223 году в походе в Прибалтику - 20 тыс.чел. Это 20 000*2*4=160 тыс. подков. Монголы вторглись на Русь осенью 1237 года в числе 150 тыс. чел. Это 150 000*(3 или 5)*4=1800-3000 тыс.подков, что в 11-19 раз больше.

Кузницы - это ремесло. Ремесло - это осёдлое хозяйство, это обмен между городом и деревней. Это следующий этап развития в сравнении с тем, на котором находились монголы. И дело не только в подковах. Монголы отличались от всех прочих кочевников тем, что массово применяли не только лёгкую, но и тяжёлую конницу. Именно она наносила решающий удар (из засады, из-за холма и т.д.) по противнику, уже сразившемуся с лёгкой конницей, потерявшему копья и строй. Соответствующая производственная база могла быть в Китае или Хорезме, захваченных монголами. Конечно, у печенежских, половецких и прочих ханов была гвардия, но она никогда и нигде не решила исход боя, она охраняла ставку хана, была слишком малочисленна и дорога. Гвардия (кешик) был и у монголов, это 10 тыс воинов при великом хане, но они не были ударной силой в битвах, известно лишь об их ударе на реке Инд в 1221 году, неизвестно об их участии в походах, в которые не ходил сам хан (1223, 1236-42 и др.).

Далее. Монгольская лошадь весит максимум 300 кг. Матчасть гласит, что лошадь несёт максимум треть своего веса со средней скоростью 4-5 км/час, чтобы преодолеть за день 20-30 км. Конечно, может нести и быстрее, но тогда возрастёт время остановок и это не сможет продолжаться день за днём. Есть и ещё одна загвоздка. Обычный воин, едва надев на себя пусть даже лёгкий доспех, взяв щит, копьё, саблю, лук и колчан, приблизится по весу к той самой трети веса монгольской лошади.

Существуют споры о том, могла ли монгольская лошадь "копытить" корм из-под снега при толщине снежного покрова средней полосы России, но в любом случае лошадь, от которой требуется быть выносливой, должна быть ограничена в пастьбе, корм должен даваться дозированно и быть концентрированным (например, овёс). Существуют также споры о том, было ли на Руси достаточно фуража для прокорма 450-750 тыс. пришлых коней.

Посмотрим теперь на рекорды в конных переходах. Прежде всего скакун весит 450 кг. Но и несёт он не треть своего веса - стандартный вес жокея 50 кг, это 1/9 часть веса коня (!). Зато и скорость что надо - до 150 км в день, если идти день за днём, либо даже 300 км в день, если переход рассчитан всего на 1 день. Будни кавалерии в гражданской войне в США были близки к этим показателям (хотя всадники весили поболе 50кг, у них были винтовки, пистолеты, сабли), 100-150 км в день. Конечно, русский витязь в снаряжении весил больше 50 кг, но и меньше 150, да и сам мог ехать до боя на телеге. По версии Вернадского, монголы использовали помесь своей лошади с импортной персидской, которая вместе с ахалтекинскими и другими породами имела общее название "небесные кони". Логично предположить, что эти кони были только у тяжёлой монгольской конницы, их кормили овсом, их не ели и их не требовалось 3-5 на человека, достаточно было двух.

К слову сказать: безобозные переходы не были секретом и на Руси: в 1021 году Всеслав Полоцкий разорил Новгород, и Ярослав Мудрый из Киева нагнал его на реке Судоме подо Псковом "на седьмой день", а это 770 км по прямой, то есть скорость близка к 150 км в день, и это не считая времени на сбор войск.

Для полноты картины заметим, что в Западной Европе к концу средневековья вес доспеха увеличился, но и под рыцарей стали использоваться тяжеловозы.

Ну и ещё штрих к монгольской коннице. Говорят о том, что у монгольских лучников был лук, пробивавший почти любой доспех. То же самое было например у английских лучников, но там древко было целое, потому что пехотинец мог носить более длинный лук. Всаднику же нужен более короткий, поэтому - составной. Они были составными и у русских витязей (у западных рыцарей луков не было). Составной дороже и сложнее в изготовлении. Так вот, монгольский склеивался с помощью смолы деревьев сумао, которые не растут в Монголии. Например в Китае растут. Опять же, как и в случае с доспехами - это не народное оружие охотников-скотоводов, это индустрия.

Если Вам понравилась статья, жмите «лайк»👍 и подписывайтесь на канал. Мнения и вопросы оставляйте в комментариях, на всё отвечу или даже напишу отдельную статью