Сталкер Шредингера или Власть Несбывшегося (по М. Фраю)

От Макса Фрая здесь будет минимум, иначе говоря - общий смысл. У нас есть Тень Чернобыля, есть Зов Припяти, Чистое небо, вагон и продуктовая тележка бумажной продукции, под которой можно навек похоронить жизнь, позвоночник и глаза, есть потомок в виде серии Метро (привет, Тёмыч!); еще есть советский фильм о каком-то там сталкере и книжка Стругацких, относительно которой считается хорошим тоном щеголять цитатами, выдранными с мясом вне зависимости от контекста. Что ж, давайте разбираться, что к чему.

На сегодняшний день в кармане у разработчиков имеется темная лошадка под названием Сталкер 2. Ее ждут; за нее готовы платить; вокруг нее нарастает Мистер Хайп - вернее, его заботливо поливают головоломками разработчики. Полив хорошо сказывается на растеньице... И мало кто задумывается: а чего, собственно, стоит ожидать от нового чуда?

Будем честны: мы живем в эпоху сессионных игр. Наше время расхватывается рекламой, работой, проездом, принятием пищи... тысячи этих причин и следствий. Значит ли это, что вторая часть Великой Игры будет сессионным шутером? Не дай Монолит, конечно, но вряд ли. И вот почему: аудитория Сталкера, разумеется, жаждет шутера. Кто-то хочет вариацию на тему "Метро". Кто-то спит и видит поля артефактов. Кто-то мастерит ужасающие конструкции из хлама, внезапно обнаруживая, что вылил свежесваренный кофе в тарелку с яичницей. Но почти все хотят историю. Настоящую, свежую, вкусную историю. Поменьше букв, покачественней озвучка, плевать, что квестов без слов не бывает, сделайте максимально простые квесты, убей-принеси-активируй...

Самое интересное, что разработчики, скорее всего, прогнутся под эпоху. В конце концов, прогиб был уже на релизе "Тени Чернобыля", когда от Истории остался огрызок. Прогиб был и еще раньше, когда от "Пикника на обочине" остались стрелялки и артефакты - грязь под ногами, изувеченная тайна, попранная Загадка. Чем не стал Сталкер? Настоящими учеными вместо придурков, палящих куда попало из дурацких пистолетиков? Духом эпохи вместо военных, не способных справиться со своими обязанностями и вместо этого устраивающих охоты на новичков? Да, примерно так же поступали солдаты и у Стругацких, но там эта тема была обыграна, она вливалась в жизнь, и там, на Большой Земле, люди знали о сталкерах, военных, носили "черные брызги", баловались "зудой"... Жизнь из "Пикника..." не попала на экраны. Она осталась на страницах, потому что таковым было веление эпохи: мы хотим шутер, а не исследование. Нам нужны патроны... помните, какие патроны были у Шухарта? Ничего у него не было, кроме артефактов и чудовищного опыта.

Жизнь, задавленная в "Тени Чернобыля", умерла в следующих частях. Если и была какая-то надежда на интересный геймплей, она растворилась в "Чистом небе". Нет загадок; нет вопросов; есть линейный сюжет, куча пушек и камушки-артефакты. Руны из Дьябло; сокеты. Возможно, кто-нибудь когда-нибудь и вспомнит о самом первом Сталкере. Поднимет старые знания, подключит друзей, создаст шедевр, который, наверное, никто не заметит. Сессионочки-стрелялочки, овервотчи на сладостную тему... Или нет?

Подумайте, что бы сказала Мартышка, увидев тот же SHOC. И что бы сказал Шухарт. И что подумал бы Кирилл, мир его праху. Так может, хоть кто-то скажет, чем должен стать Сталкер 2? Или это вообще будет не Сталкер? Что готовит нам наша эпоха? И какие маски она готовит для каждого из нас?