Детство - это период наиболее благоприятный для становления музыкальности. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.
Цели применения музыкально-дидактических игр:
-формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме;
-научить разбираться в соотношении звуков по высоте;
-развитие у детей чувства ритма, тембра и динамического слуха ;
-побуждение их к самостоятельным действиям.
По мнению О.С. Газмана в игре у детей возникают три цели. Первая цель - удовольствие от игры - "Хочу". Вторая - выполнять правила игры - "Надо". Третья - творческое выполнение игровой задачи - "Могу".
Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Удальцевой, Тихеевой, Блехер, Родиной и др.
Ветлугина разработала общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и уменьями. Ею намечены три вида дидактических игр: подвижные, хороводные, настольные.
Для развития песенных способностей у ребенка используются дидактические игры, связанные с песней. Песни звучат во многих режимных моментах. Песня - один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает мелодию. Игры помогаю детям петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
-Различать высокие и низкие звуки по высоте ("Где мои дети?", "Птица и птенчики").
-Различать движение мелодии вверх и вниз ("Музыкальные лесенки").
-Пропевание мажорного и минорного трезвучия ("Здравствуйте, ребята").
-Музыкальные ответы и вопросы ("Что ты хочешь, кошечка").
-Сочинение мелодий.
Использование дидактических игр во время слушания музыки способствует лучшему восприятию, ее осмыслению и запоминанию. Например, игра "Чудесный мешочек", где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости.
Игры, используемые для развития движения. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Для этого используют игрушки с помощью которых можно побуждать детей к выполнению движений под музыку. С игрушками БИБАБО детям интересней выполнять движения в упражнениях "Гулять-отдыхать", "Кукла шагает и бегает".
Музыкально-дидактические игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.
Применение информационных технологий в работе с дошкольниками, позволяет средствами мультимедиа достигнуть нового качества знаний по музыкальному восприятию, развивать слуховое внимание детей, творческие способности, повысить качество образования дошкольников.
Как показывает практика, систематическое применение музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
В следующей статье расскажу, как самим можно сделать дидактические игры для развития способностей ребенка.
Ставьте класс и подписывайтесь!