Почему не "работает" винчунь? (Часть 3)

Начало здесь, здесь и здесь

Как уже было сказано в предыдущем материале, юнчуньцюань - это продукт своей эпохи. При чем в широком смысле слова.

Все его "взлеты", прогрессы и регрессы каждый раз были предопределены схожими процессами во всем обществе.

Т.е рассматривать юнчунь, как впрочем и все китайские боевые искусства, невозможно, в отрыве от исторического контекста. Ни тогда, ни сейчас.

Итак, продолжим.....

После запретов и роспуска театральной труппы кантонской оперы, актеры, плавающие на Красной джонке разбрелись каждый своей дорогой.

Достаточно интересен тот факт, что в материалах, касающихся антиманьчжурских выступлений в провинции Гуандун, нет никаких упоминаний о связях тайных обществ с кантонской оперой. Что не может не удивлять.

Хотя материалы маньчжурской тайной полиции достаточно обширны и доступны для изучающих данный вопрос.

О дальнейшем много писано - переписано. Два актера (Лян Эрди (Leung Yee-Tai) и Хуан Хуабао (Wong Wah-Bo)) обучили аптекаря Лян Цзаня (Leung Jan), двое других (Ло Ваньгунь и Дахуа Мяньцзиня («Dai Fa Min» Kam - «Кам -раскрашенное лицо»)) обучали многих, одними из которых были полицейские чины Хо Баоцюань и Фэн Шаоцин.

Что опять же весьма странно: оппозиционеры к власти учат представителей карательных органов.

Но реальную ситуацию и подоплеку событий наверное мы уже никогда и не узнаем.

Так как наиболее массовым в наше время стало направление, берущее начало именно от Лян Цзяня, в дальнейшем будет говорить преимущественно о нем.

Памятник Лян Цзяню в его родной деревне Гулао. Дата смерти на памятнике не соответствует дате в общепринятой биографии.
Памятник Лян Цзяню в его родной деревне Гулао. Дата смерти на памятнике не соответствует дате в общепринятой биографии.

Итак, что нам известно? Известно, что в городе Фошань проживал, будучи сам родом из деревни Гулао, некий Лян Цзянь (Leung Jan), который был потомственным аптекарем. Т.е специалистом по народной медицине.

Фото из дома-музея в д.Гулао
Фото из дома-музея в д.Гулао

Лян Цзань являлся представителем "новой волны" занимавшихся боевыми искусствами.

Имея достаточно высокое социальное положение, он обучался и практиковал в качестве хобби, а не в целях получения средств к существованию, как это было повсеместно до этого.

Подробнее о том кто в Китае занимался боевыми искусствами здесь. Явление это было достаточно редкое. И массовый характер начало приобретать только в конце 19, начале 20 веков.

Неизвестно, каким образом Лян Цзань стал учиться у Хуан Хуабао (Wong Wah-Bo) и Лян Эрди (Leung Yee-Tai) стилю, практикуемому на Красной джонке. Есть упоминания что Хуан Хуабао как же был родом из Гулао.

Деревня Гулао сегодня
Деревня Гулао сегодня

Скорее всего все как обычно сыграло роль то, что искусство искусством, но кушать хочется всегда.

Вообще данное событие - знаковое. Повлиявшее в дальнейшем на всю историю развития юнчуньцюань. И имеющее прямое отношение к заголовку данной статьи.

Фактически ВПЕРВЫЕ, за всю свою недолгую историю, протоюнчуньцюань начал практиковаться как хобби, а не как необходимое для жизни средство вооруженной борьбы.

По легендам Лян Цзань был искусным бойцом, часто выступавшим в боях на лэйтай (бойцовский помост для проведения поединков в ушу).

И скорее всего именно Лян Цзань, имеющий время, учеников и системное образование, на базе своего предыдущего опыта, начал придавать стилю современный, законченный вид. И передавать его уже дальше как Учитель.

Следующим знаковым лицом после " доктора Ляна" является самый известный его ученик Чэнь Хуашунь (Chan Wah-Shun), так же известный под именем "меняла Ва"

Чень Хуашунь
Чень Хуашунь

Сразу хотелось бы расставить все точки на И: все спекуляции на теме про Чэнь Хуашуня "подглядывающего " за тем, как аптекарь обучает своих сыновей, не более чем миф, придуманный совершенно конкретными заинтересованными лицами.

При чем миф, созданных относительно недавно: в 70-х-80-х годах 20 в. Точно так же как и миф, рожденный теми же людьми про "сражение" менялы Ва с сыновьями Лян Цзяня за место "приемника".

Странным образом напоминающий историю, как Ян Лучань подсматривал за тем, как Чень Чжансин обучал своих сыновей.

Сражаться же за место приемника Чень Хуашунь не мог как минимум по той причине, что он вовсе не был единственным учеником "со стороны". Лян Цзань тренировал в своей аптеке всех желающих из числа тех кто ему мог достаточно платить. К этой теме мы еще вернемся.

И что очень важно: Чень Хуашунь стоит в ряде лиц, получивших "истинную традицию".

Памятник Чень Хуашуню в деревне Гулао
Памятник Чень Хуашуню в деревне Гулао

Так что ни о какой "модификации", по причине недоученности, речи не может быть в принципе.

А согласно открывшимся в 90-е годы семейным хроникам младший сын Лян Чунь (Leung Chun) вообще родился умственно неполноценным и умер доста­точно рано. Поэтому заниматься никакими боевыми искусствами никак не мог. Соответственно, как и сражаться за "место под солнцем".

Чень Хуашунь слыл в Фошане уважаемым человеком и отличным бойцом.

Опять же по легендам, в конце 19 в. Чень арендовал помещение под школу в родовом поместье семьи Е.

Автору же картина видится несколько по-другому: скорее всего Чень Хуашунь возглавлял охрану поместья, параллельно тренируя и своих работников и всех желающих. В те времена это была распространенная практика. Хотя в целом это картины не меняет.

Как бы там ни было, но в конце 19 в истории юнчуньцюань произошло событие, о котором известно что-то более-менее конкретное. А именно: в 1896 году родился Е Вэнь (Ip Man, до переезда в Гонконг - Yp Man).

Памятник Е Вэню в д.Гулао.
Памятник Е Вэню в д.Гулао.

В детском возрасте, напросился сам в ученики к Чень Хуашуню и занимался у него несколько лет (то ли 4, то ли 2 года) до отъезда последнего на родину в деревню Шуньдэ. Именно отъезда, а не смерти, как обычно пишут.

У китайцев есть древний обычай, ведущий начало из культа почитания предков: в конце жизни вернуться домой. Туда, где начался его жизненный путь и где могилы его прародителей. Особенно почетно, когда ты возвращаешься уважаемым человеком.

Как собственно и Лян Цзань, на исходе жизни удалившийся в свою родную деревню Гулао,

Дом Лян Цзаня в д.Гулао
Дом Лян Цзаня в д.Гулао

....и там обучавший отряды местной самообороны (деревенской милиции).

Тут хотелось бы обратить внимание заинтересованных читателей на несколько важных моментов:

1) Лян Цзань (1826-1901), Чень Хуашунь (1849-1913) и Е Вэнь - это люди, некоторый промежуток времени даже жившие в одной и той же местности в одно и то же время.

Т.е их не разделяют тысячи километров и толща веков. А "Доктор Лян" и "меняла Ва" даже обучали фактически параллельно.

Это исключает сильные видоизменения техник под влиянием времени и обстоятельств.

И уж тем более исключает какую либо борьбу за главенство в школе между Чень Хуашунем и сыновьями Лян Цзаня.

2) Е Вэня часто называют "недоучкой", потому что он, начинав учиться у Чаня, заканчивал обучение у его старшего ученика У Джунсу (Ng Jung-So).

Но это абсурд. По такой логике недоучками надо считать всех, кто были после У Мэй!).

6 лет, в общей сложности проведенных в школе Чень Хуашуня - это более чем достаточный срок для прохождения полного курса обучения. Который в традиционных школах, при каждодневных занятиях, редко превышал 5 лет.

При этом обычно сам Учитель только контролировал процесс, давая задания старшим ученикам, ответственным за обучение младших. Как потом было и у самого Е Вэня в гонконгской школе.

Именно в момент обучения юного Е Вэня в школе Чень Хуашуня, случилась важнейшая трансформация, повлиявшая на все дальнейшее развитие китайских боевых искусств:

"Боевые искусства перестали решать вопросы выживания и начали превращаться в физкультурно - оздоровительные и философствующие системы".

Тенденция эта была общемировая, и Китай не остался в стороне.

Подробнее здесь.

Осенью 1911 года Ассоциация Цзинъу провела первый в Китае открытый фестиваль ушу. До этого не принято было школам ушу проводить массовые выступления, обычно они участвовали в различных празднованиях, изображая ритуальные танцы львов, драконов и тому подобное развлекательное народное действо. А тогда это было мощное рекламное мероприятие, не только рассказывающее о самой школе, но и приглашающее к занятиям всех желающих. Такой подход привел к стремительному росту филиалов и отделений Ассоциации по всему Китаю, а также в Сингапуре, Индонезии, Вьетнаме.

источник

Т.е то явление, которое во времена обучения самого Лан Цзаня еще только набирало обороты, после Синьхайской реаолюции 1911 года стало массовым.

А именно: вовлечение в занятия ушу слоев населения, не имеющих явной в этом профессиональной потребности.

Мастеров ушу начали узнавать на улице, о них начали писать в газетах. Из представителей маргинальных слоев общества они превратились в героев своего времени.

При этом само искусство все больше и больше начинало отходить от целей своего изначального предназначения и становиться средство времяпровождения.

Фактически спортом типа дзюдо или бокса, активно развивавшихся в Китае в эти годы при участии упомянутой Ассоциации Цзин У.

И оказавшие прямое и непосредственное влияние на формирование "нового, современного подхода в китайских боевых искусствах".

Именно в 20-е годы активно начал раскручиваться "оздоровительный тайцзицюань".

Именно тогда, с началом активного проникновения в сферы образования европейской науки и медицины, начался процесс трансформации олдскульных систем нэйгун и яншэнсюэ в оздоровительные практики. Завершившийся уже в 50-е годы появлением "гимнастики цигун", в которой китайскими остались только термины.

Также немаловажную роль сыграло то, что правительство Гоминдана, придя к власти, начало перестраивать общество по западному образцу. Например патрульным полицейским, по примеру английских "бобби", не выдавали огнестрельное оружие.

Что, во-первых, создавало им дополнительные проблемы, и во-вторых, выводило на передний план знания приемов борьбы и рукопашного боя.

Как раз в эти же годы и по этой же причине была создана такая известная система как цинна. Подробнее здесь.

Именно по этой же причине в это же самое время Уильям Фейрберн разработал систему рукопашного боя для обучения Шанхайской муниципальной полиции.

Вот в этот момент и произошла окончательная методическая "переполюсовка" школ ушу: выход на передний план рукопашных техник. А "оружейка" превратилась во вспомогательные методы. А то и просто в физо.

Совершенно аналогичные процессы происходили, например в той же Японии: именно в 20-30-е годы ХХ в. произошел "выход на арену" каратэ-до - искусства боя без оружия.

Пик данного явления пришелся на 30-е годы ХХ в. и прерван был на взлете начавшейся японской интервенцией в Китай.

Но это уже совсем другая история, имеющая лишь косвенное отношение к заявленной теме.

Окончание следует...

Андрей Гороховик. Минск.