Германские корсары начала XX века

10 February

Дорогие друзья, все вы знаете про действия немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны. Но применяемая ими «корсарская» тактика имеет большую историю. За действиями своих корсаров во время Первой мировой войны вся Германия следила с восторженным вниманием. Они поддерживали дух германского народа в тяжелые годы Первой мировой войны и своими действиями, и, порой, гибелью вписали страницы в историю германского флота.

Несмотря на громадные силы, собранные союзниками (около 64-хъ военных кораблей) для ловли незначительного числа немецких корсаров (8 крейсеров и 5 вооруженных пароходов), только к весне 1915 года удалось очистить от них океаны, и союзные корабли были отозваны к своим эскадрам. Последнее оказалось большой ошибкой. Немцы в различное время войны снарядили и выслали в океан еще около семи вооруженных торговых пароходов и два из них «Меве» и «Вольф» нанесли неохраняемой морской торговле союзников огромный урон. Действия их очень поучительны и на них стоить остановиться.

В Рождественскую ночь 1915 года вспомогательному крейсеру «Меве» (бывший пассажирский пароход «Пенго» 4.500 тонн водоизмещения, имеющий на боту четыре 6-дюймовых орудия) удалось обмануть бдительность английских сторожевых судов и проникнуть в Атлантический океан. Пушки его были хорошо замаскированы и с виду это был мирный купец. Пройдя вдоль норвежского берега и обойдя с норда Шотландские острова, в ночь на 1-е января он поставил широкое минное поле у мыса Врата. На этом заграждении 2 января погиб английский броненосец «Эдуард VII » (16.500 т., 19 узл., 4 — 12", 4 — 9,5" и 10 — 6" орудий). Несколько позже «Меве» поставил очень большое минное поле в Гасконском заливе - в устье Луары и Жиронды. Затем, он начал настоящие корсарские операции. Утопив 16 пароходов, «Меве» в начале марта под шведским флагом благополучно вернулся в Германию с 200 пленными и 50.000 ф. стерл. с захваченных судов.

Вспомогательный крейсер «Меве»
Вспомогательный крейсер «Меве»

В конце 1916 года «Меве» еще раз вышел в Атлантический океан, где потопил и захватил 22 парохода. Команды, снятые с этих судов, были отправлены на двух захваченных пароходах, которые благополучно пришли: один в Германию с 429 чел., а другой в Пернамбуко с 237 чел. пленных. Сам «Меве» вернулся в Германию 13 марта 1917 г.

Не менее интересны действия вспомогательного крейсера «Вольф» (15.800 т., вероятно, шесть 6-дюймовых орудий, бывший коммерческий пароход). На него было погружено громадное количество новейших мин заграждения, команда была очень многочисленна, специально для укомплектования захваченных судов. Кроме того, на нем уже был гидроплан.

Вспомогательный крейсер «Вольф»
Вспомогательный крейсер «Вольф»

В ноябре 1916 года «Вольф» покинул Германию и, благополучно обогнув Шотландию, достиг мыса Доброй Надежды, не встретив ни одного союзного корабля. Здесь он поставил минное заграждение, на котором взорвался английский пароход «Афины». Затем он поставил мины у Коломбо и Бомбея. 29 июня на них погиб английский пароход «Монголия». Выполнив первую задачу, «Вольф» начал весной настоящую корсарскую войну. Он захватил английский пароход «Турителла», посадил на него свой караул, оставив прежнюю китайскую команду, передал ему часть мин и отправил действовать в Аденский залив. «Турителла» поставил мины в Перимском проливе, но при выходе из Красного моря он был настигнут английским крейсером и затоплен своим командиром. Вся команда была захвачена в плен и только тогда англичане узнали о существовании «Вольфа», да и то им были даны столь сбивчивые сведения, что предпринять на их основании поиски оказалось невозможным. А «Вольф» тем временем направился к Новой Зеландии и поставил у мыса Фаруэль свои последние мины. На них 9-го февраля погиб австралийский пароход «Кебла» и подорвался английский транспорт «Тиндарус».

Подъем гидроплана «Вольфхен» на борт вспомогательного крейсера "Вольф"
Подъем гидроплана «Вольфхен» на борт вспомогательного крейсера "Вольф"

До июня «Вольф» тщетно бороздил воды Индийского океана: он не встретил на своем пути ни одного неприятельского парохода. Уголь был на исходе. Ему пришлось стать на якорь у небольшого острова, среди океана. Через несколько дней мимо проходил английский пароход «Варуна». Он был атакован гидропланом и приведен к «Вольфу», который потопил его, забрав весь уголь и провизию.

Экипаж гидроплана «Вольфхен» на борт вспомогательного крейсера "Вольф"
Экипаж гидроплана «Вольфхен» на борт вспомогательного крейсера "Вольф"

До конца года «Вольф» благополучно ловил союзные суда по Индийскому океану и значительно затруднил сообщение между Дальним Востоком, Австралией, Hoвoй Зеландией, Индией и Европой. Несколько союзных крейсеров его тщательно разыскивали. Испанский пароход «Игорь Менди» (4.600 т.) был в свою очередь им вооружен и стал корсаром. «Вольф» уничтожил около 20 пароходов, считая в том числе и суда, погибшие на поставленных им минах. 4 февраля 1918 года, пробыв 15 месяцев в океанах, «Вольф» вернулся в Германию, имея на борту свыше 400 пленных.

В операциях этого корсара очень показателен случай действия гидроплана, который имелся у него на борту и который, собственно, спас его.

В общем итоге в Первую мировую войну всеми надводными немецкими корсарами (8 крейсеров и 12 вооруженных пароходов) было утоплено 161 торговых и 9 военных кораблей с общим водоизмещением около 700 000 т, перерезано много телеграфных кабелей и, как сказано выше, отвлечено с главного театра войны 64 больших военных кораблей (среди которых было много самых современных) и, кроме того, целый ряд миноносцев, канонерских лодок и других вспомогательных судов. Блестящие действия надводных немецких корсаров, конечно, учли во всех флотах мира, что и отразилось на развитии типа легкого крейсера и на судостроительных программах всех морских держав.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!