Гибель крейсера "Светлана". Часть 3.

13 January

Продолжение.

Начался расстрел. Японские крейсера подошли ближе и сосредоточили страшный огонь. Каждый снаряд попадал в цель. Весь корпус «Светланы» дрожал от непрерывных взрывов попадавших снарядов. Свист осколков, градом рассыпавшихся по палубе, смешивался с грохотом падающих шлюпок, мачт и труб. Один снаряд влетел через дымовую трубу в кочегарку, там разорвался. Из этой кочегарки никто не вышел. В нескольких местах вспыхнули пожары.

Крейсер I ранга "Светлана"
Крейсер I ранга "Светлана"

Все снаряды были расстреляны.

Тогда, по отданному заранее приказанию, трюмный механик открыл кормовые клапаны затопления и двери непроницаемых переборок.

Из десяти судовых шлюпок уцелел каким-то чудом один гребной катер. По приказанию командира лейтенант Д.П. Толстой пошел его спускать, но в этот момент снаряд попал в самую середину катера и сбросил тяжело раненого Д.П. Толстого на палубу. Лежа па палубе, он имел силы повернуться лицом к стрелявшим крейсерам и, снявши фуражку, махал ею над головой. силясь кричать «ура». Второй снаряд оторвал ему голову.

Крейсер стал заметно тонуть и, когда гибель его стала очевидной, приказано было доставать койки, спасательные круги и пояса. Раненых привязывали к койкам, надевали на них пробковые пояса и выносили наверх. Затем команде было разрешено оставить крейсер.

Команда выходила па палубу, которая вскоре покрылась убитыми и ранеными, люди шли из всех трюмов на бак, где было удобно войта в воду, и тут разрывавшиеся снаряды осыпали их осколками.

Капитан 2-го ранга Алексей Александрович Зуров вынес наверх свои деньги и раздавал их команде. Почти все отказывались.

«Берите! Спасетесь и вам деньги пригодятся». — убеждал он матросов, но никто не брал.

Есть поверье, что деньги приносят несчастье, и старший офицер выбросил их за борт.

Гибель крейсера "Светлана"
Гибель крейсера "Светлана"

Командир, капитан 1-го ранга С.П.Шейн находился все время на мостике, где, по словам команды, его ранило в лицо. Он опустился на палубу и увидал А.А.Зурова.

— А вы что не спасаетесь? Видите крейсер сейчас потонет, — обратился он к нему.

— Если Вы остаетесь, то останусь и я, - ответил старший офицер и спустился в нижнюю палубу.

Обходя палубу и приказывая выносить оставшихся раненых, он зашел в лазарет. Влетевший снаряд разорвался и доктор Н.И.Карлов, до последнего момента оказывающий помощь раненым, видел лишь, как обломки, вынесенные силой взрыва из лазарета, покрыли тело старшего офицера.

Мичман граф Г.М.Нирод, младший штурман, исполнял обязанности дальномерного офицера. Весь бой 14-го и 15-го мая он определял расстояние до неприятеля, стоя на самом верхнем мостике под градом сыпавшихся снарядов, лично определяя расстояние по Барру и Струду.

Старший штурманский офицер, лейтенант Владимир ВладимировичДьяконов, общий любимец всех кают-компаний и команд судов, на которых он плавал, был ранен осколком снаряда, перебившим ему руку. Не желая покидать корабль, он лег на бок, закрывши голову тужуркой, ухватился здоровой рукой за якорный канат, решив идти на дно вместе с крейсером. При гибели крейсера его вынесло на поверхность и он в дальнейшем умер от ран в Сасебо.

Машинный кондуктор Николаев был ранен в ногу. Его вынес наверх его товарищ Шенберг и спустил его на баке в воду. Кондуктор Рыбаков был убит на палубе. Кондуктор Долгов был контужен на палубе. Кочегарный кондуктор Селиванов остался в кочегарке, отказавшись спасаться.

Прапорщик Д.В. Михайлов, находившийся во время боя в машине, вышел последним из нее. На верхней палубе не осталось никаких спасательных средств. Не умея хорошо плавать, он был в нерешимости бросаться-ли в воду. На палубе лежала судовая икона Николая Чудотворца в небольшом киоте. Он взял ее и бросился в воду. Михайлов был спасен и хранил икону, как свою спасительницу до самой смерти.

«Светлана» накренилась на левый борт настолько, что верхняя палуба стала уходить в воду. В таком положении, неся на гафеле Андреевский флаг, около 11 часов утра, она окончательно погрузилась в воду. Японцы не прекращали огня почти до полного погружения «Светланы».

Некоторых, плавающих течение отнесло на значительное расстояние от крейсера. Между тем, снаряды попадали и в них, японцы стреляли и по плавающим. На воде был убит старший боцман Вешков и артиллерийский кондуктор Коваленко и много нижних чинов, трупы которых оставались плавать на поясах и матрасах.

Японские крейсера прекратили огонь и один из них пошел прямо на толпу плавающих людей. В результате погибло несколько десятков матросов и офицеров «Светланы». Среди них погиб судовой священник, иеромонах о. Федор (Хандалеев). Сделав свое грязное дело, японский крейсер быстро скрылся на юг, Перед уходом крейсера японцы бросились к борту и, подняв руки, кричали «банзай».

Другой крейсер повернул за миноносцем «Быстрым», который, вначале, дал полный ход и пошел к корейскому берегу, а затем также скрылся на юг.

Горизонт остался чистым, лишь неясно синел вдали корейский берег, а в море еще был виден высокий остров Дажелет. Ни одного судна, ни одной рыбачьей лодки. Ветер стих баллов до трех, солнце светило во всю. Вскоре команда стала мерзнуть. В особенности пострадали кочегары и машинисты, которые попали в воду прямо с жары. Страшно было видеть их посиневшие лица, оскалившиеся зубы, судороги сводили их члены. В отчаянии подплывали они к офицерам и просили их спасти. Чем могли они им помочь? У большинства офицеров не было даже спасательных поясов...

Долго держались моряки так на воде. Плыть было некуда. Время казались вечностью. Вдруг на горизонте показался дымок.

Губы всех зашептали молитву. Пароход шел прямо на моряков. Вот он растет. «Кто-бы это мог быть? Идет из пролива. Господи, может быть, это одни из наших транспортов. Тогда, он, наверное, нас поднимет... Двухтрубный... может быть «Корея»... «Японец»... Японский флаг виден ясно. Пароход остановился, спускают шлюпки... Маленькие, ловкие люди торопятся, быстро вытаскивают застывших матросов одного за другим.

Всего за этот бой погибли, утонули и умерли от ран 167 матросов и офицеров крейсера "Светлана" (из 388 членов экипажа). В честь геройски погибшего крейсера был назван крейсер, заложенный на Русско-Балтийском заводе 11 ноября 1913 года, переименованный после Октябрьской революции в "Красный Крым".

Если Вам понравился наш материал - поставьте, пожалуйста, "ЛАЙК" и подпишитесь на наш канал