БИТ
582 subscribers

Как один пароход с броненосцами воевал

Пароход «Веста» принадлежал Русскому Обществу пароходства и торговли. Во время войны с Турцией 1877—78 гг. был принят в морское ведомство и перестроен в крейсер с вооружением: пять 6-дюймовых мортир, две 9-фунтовые пушки, 11 скорострельных пушек системы Энгстрема и шестовые мины. Водоизмещение судна 1800 т, машина — 130 лошадиных сил, винтовые движители, скорость хода 12 узлов. Экипаж - 10 офицеров и 78 нижних чинов. Командиром нового крейсера был назначен капитан-лейтенант Н. М. Баранов.

Айвазовский И. К. 1887, «Бой парохода „Веста“ с турецким броненосцем „Фетхи-Буленд“ в Чёрном море 11 июля 1877 года»
Айвазовский И. К. 1887, «Бой парохода „Веста“ с турецким броненосцем „Фетхи-Буленд“ в Чёрном море 11 июля 1877 года»

«Веста» произвела ряд смелых поисков и крейсерств у турецких берегов, действуя на путях сообщения неприятельского флота. 11 июля 1877 г. выйдя из Одессы для крейсерства у берегов Добруджи, неподалеку от Кюстенджи, «Веста» встретила турецкий бронированный корвет Фетхи-Буленд. Приняв его в утренней мгле за военный транспорт, капитан-лейтенант Баранов решил атаковать турецкий корвет, который в свою очередь заметил «Весту» и открыл по ней огонь из крупных башенных орудий. Несмотря на явное превосходство в силе бронированного противника, «Веста» приняла бой. Обладая более сильным кормовым огнем, Баранов решил, действиями и искусным маневром не дать Фетхи-Буленду использовать свою сильную бортовую артиллерию. Открыв огонь, «Веста» удерживала быстроходного противника от сближения и предотвратила возможность нанесения таранного удара. Жаркий бой продолжался около 5 часов. Неоднократно противники сближались на расстояние 2-3 кабельтовых, что позволяло «Весте» открыть ружейный огонь. Воодушевляемый своим командиром, экипаж «Весты», несмотря на большие потери, повреждения судна и артиллерии, сражался с редким мужеством, заставив современников сравнивать этот бой слабого парохода с подвигом брига «Меркурий». После нескольких пробоин, повреждения руля и вывода двух мортир, «Весте», в свою очередь, удалось нанести значительный урон противнику. Снаряд, удачно пущенный лейтенантом Рожественским (будущим командующим печально известной 2 Тихоокеанской эскадрой), вывел из строя одно из носовых башенных орудий противника и произвел сильный пожар. Имея, по-видимому, и другие повреждения, неприятель замедлил ход, а затем, отказавшись от продолженья боя, повернул к Кюстенджи. Сильное утомление машин, команды и повреждения руля заставили Баранова отказаться от преследованья, тем более, что на горизонте появились дымы турецких судов. На «Весте» были убиты 3 офицера и 9 нижних чинов, ранены - 4 офицеров и около 20 нижних чинов. Сам Баранов был дважды контужен. За этот славный бой Баранов, старший офицер - лейтенант Вл. Перелешин и лейтенант Рожественский были награждены орденом св. Георгия 4 степени. Баранов, кроме того, был произведен в капитаны 2 ранга и пожалован в флигель-адъютанты. Экипаж был щедро награжден.

Генерал-майор Н.М. Баранов, нижегородский губернатор. Гравюра Ад. Бёме с фотографии Д. Лейбовского в Н. Новгороде (1892)
Генерал-майор Н.М. Баранов, нижегородский губернатор. Гравюра Ад. Бёме с фотографии Д. Лейбовского в Н. Новгороде (1892)

Вторым лихим делом, в котором «Веста» принимала участие вместе с пароходом «Владимир», была помощь, оказанная в августе 1877 г. Сочинскому отряду ген. Шелковникова по перевозке значительного числа раненых и больных из различных пунктов Кавказа на побережье Новороссийска, несмотря на присутствие в этих водах турецких бронированных судов. По поводу этой операции генерал Шелковников телеграфировал командующему Черноморским флотом Аркасу: «Бессилен выразить свою бесконечную признательность морякам. Флигель-адьютант Баранов сделал для Сочинского отряда почти невозможное: ввиду турецких броненосцев пароходы «Веста» и «Владимир» забрали в Гаграх больных и раненых (около 100 человек), целый Туапсинский батальон, меня со штабом и, искусно миновав неприятеля, благополучно прибыли в Новороссийск. Спасибо сердечное всего моего отряда чудным морякам».