БИТ
582 subscribers

Обновление Русского флота в начале XX века

442 full reads
755 story viewsUnique page visitors
442 read the story to the endThat's 59% of the total page views
3 minutes — average reading time

В год восшествия на престол Николая II (1894) военный флот Балтийского моря состоял из: 5 эскадренных броненосцев, 10 броненосцев береговой обороны, 12 крейсеров 1 ранга, 11 крейсеров 2 ранга, 3 минных крейсеров и 1 канонерской лодки.

Все суда, за исключением семи («Первенец», «Адмирал Корнилов», «Азия», «Забияка», «Африка», «Воевода» и «Посадник»), были построены на русских заводах в Санкт-Петербурге.

Морское Министерство проводило в это время ускоренную программу судостроения на 1890-95 гг. и в постройке имелось: 4 эскадренных броненосца («Сысой Великий», «Севастополь», «Петропавловск» и «Гангут»), 2 броненосца береговой обороны (Адмиралы «Сенявин» и «Ушаков»), 2 миноносных крейсера («Всадник» и «Гайдамак») и 2 канонерские лодки («Гремящий» и «Отважный»), которые и вступили в строй к 1895 году.

В 1894 году Германия приняла «закон о флоте», т. е. вполне определенную судостроительную программу, рассчитанную на много лет вперед. А так как главным и наиболее возможным противником Россш в то время считалась Германия, то Морское Министерство поспешило разработать судостроительную программу на 1895-1902 гг., по которой должны были быть построены: эскадренных броненосцев — 5, броненосцев береговой обороны — 4, крейсеров 1 ранга — б, крейсеров 2 ранга — 1, канонерских лодок — 5, минных заградителей — 2, миноносцев — 54 и транспортов — 4.

Но в том же году на военно-политическом горизонте появился новый фактор — Япония, только что одержавшая победу над Китаем. Её усиление не могло не отразиться на политике России на Дальнем Востоке. При обсуждении программы 1895 года уже учитывалась новая политическая обстановка, уже раздавались голоса о пересмотре основных положений, основных принципов, которыми следует руководствоваться при составлении этой судостроительной программы. Флаг-капитан Николая II адмирал Ломен, великий князь Александр Михайлович и другие видные адмиралы говорят о необходимости сосредоточения главных морских сил на Дальнем Востоке, отводя Германию на второй план. По их мнению, участь войны России с Германией будет решена всегда, какими бы флотами они не обладали, на сухопутном театре.

Совсем другое дело в войне с Японией: здесь дело решится флотом и одно наличие достаточно сильного флота в Тихом Океане послужит наилучшим залогом мира. Управляющий Морским Министерством адмирал Чихачев не разделял этой точки зрения и продолжал считать главным соперником России Германию. Император Николай II встал на сторону великого князя Александра Михайловича, адмирал Чихачев ушел в отставку и его место занял вице-адмирал П. П. Тыртов. В декабре 1897 года было созвано междуведомственное совещание, которое, учитывая усиление японского флота и возросший её интерес к Корее, наметило следующую, так называемую «программу 1898 г. для нужд Дальнего Востока»: 5 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров 2 ранга, 10 крейсеров 3 ранга, 2 минных заградителя и 36 миноносцев-истребителей. И, так как срок этой программы ограничивался 7-ю годами, то две судостроительных программы 1895 и 1898 гг. слились в одну со сроком завершения в 1905 году.

В начале 1901 года Морское Министерство полагало, что к 1905 году, когда будет закончен план судостроения, Русский флот в Тихом Океане будет сильнее флота Японии. В том же году Морское Министерство приступило к составлению проекта большой судостроительной программы, в основу которой были положены вероятный силы Японии и Германии к 1920 году. Главным Морским Штабом была составлена следующая программа 1903-1923 гг.: эскадренных броненосцев — 35; броненосных крейсеров — 18; крейсеров — 36; канонерских лодок — 12; эскадренных миноносцев — 290; миноносцев береговой обороны — 219; подводных лодок — 104 и минных заградителей — 4.

В начале 1903 года было несколько заседаний особого совещания по вопросу о программе, предложенной Морским Министерством. В конце концов, вследствие препятствий финансового характера предложенная программа была отвергнута и Морское Министерство выработало новую судостроительную программу 1904-1914 г.г. Но во время этого мертвого промежутка времени, ушедшего на переговоры и обсуждения, для того, чтобы не приостанавливалась работа на судостроительных заводах, в 1903 году были заложены: 2 броненосца для Балтийского флота («Император Павел 1» и «Андрей Первозванный») и 2 броненосца для Черного моря («Евстафий» и «Иоанн Златоуст»).

Программа 1904-1914 гг. предусматривала постройку: 9 эскадренных броненосцев, 2 броненосных крейсеров, 18 эскадренных миноносцев, 18 миноносцев, 1 минного транспорта, 10 подводных лодок и 1 канонерской лодки для Персидского залива.

Но и этой программе не суждено было осуществиться: грянула Русско-Японская война, перевернувшая все соображения, уничтожившая все расчеты. Выход из строя нескольких судов в Порт-Артуре дал повод Морскому Министерству испросить кредит на экстренную постройку 1 броненосного крейсера новейшего типа («Рюрик»), 3 крейсеров («Паллада», «Адмирал Макаров» и «Баян») и 2 минных заградителей («Амур» и «Енисей»). Кредиты были отпущены и в том же 1904 году суда были заложены. Независимо от Морского Министерства был создан «Особый Комитет по усилению Флота на добровольные пожертвования, силами которого в период 1905 - 1907 гг. выстроено было 18 миноносцев и 2 подводные лодки.

Во время Русско-Японской войны флот Тихого океана и почти весь Балтийский флот были уничтожены. Из состава I и II эскадр Тихого океана осталось: эскадренных броненосцев из 15 — 1; броненосцев береговой обороны из 3 — 0; крейсеров 1 ранга из 15 — 7; крейсеров 2 ранга из 5 — 2 и минных заградителей из 2 — 0). Морское Министерство и даже Министерство Финансов настаивали на усилении морской мощи России. Однако, соображения финансового характера брали верх и флот не строился.

2 апреля 1906 года был образован Морской Генеральный Штаб. .

В конце декабря 1906 года была представлена малая судостроительная программа на ближайшее 4-летие, двумя органами: Главный Морской Штаб полагал нужным постройку: 4 эскадренных броненосцев; 8 легеих крейсеров; 12 миноносцев и 4 подводных лодок. Морской Генеральный Штаб настаивал на постройке: 4 эскадренных броненосцев, 1 броненосного крейсера, 3 легких крейсеров и 10 миноносцев. Управляющей Морским Министерством адмирал Бирилев, не согласовав этих двух программ, передал обе на заключение комиссии. В связи с неудачными выступлениями по вопросу о программе судостроения адмирал Бирилев вышел в отставку и управляющим Морским Министерством был назначен адмирал Диков. Оба варианта программы 1906 года так и не рассматривались.

6 июня 1907 года была доложена Николаю II и им утверждена «малая судостроительная программа», составленная согласно сметным ассигнованиям: в продолжении 4-х лет по 31 миллиону рублей. Она предусматривала постройку: 2 эскадренных броненосцев, 72 миноносца, 30 подводных лодок, 2 легких крейсеров, 18 малых миноносцев, 6 больших подводных лодок и 3 транспортов. В дальнейшем эта малая судостроительная программа вылилась в программу распределения ассигнований на судостроение. По этой последней, для Балтийского флота должно было быть выстроено в первую очередь: 4 дредноута, 1 плав. база и 3 подводные лодки. В Совете Министров смета Морского Министерства изменению не подверглась, но Государственная Дума отклонила кредиты на судостроение. Правительство не согласилось с постановлением Государственной Думы и внесло смету в Государственный Совет, который и одобрил ее. После внесения кредитов на судостроение в роспись государственных расходов согласно статьи 13-ой правил о рассмотрении росписи, Николай II приказал приступить к постройка 4-х линейных кораблей. И 30 июня 1909 года были заложены первые линейные корабли Российского Флота: «Петропавловск», «Севастополь», «Гангут» и «Полтава».

Линейный корабль "Полтава"
Линейный корабль "Полтава"

15 ноября 1909 года Морской Генеральный Штаб представил новую «большую» судостроительную программу на десятилетие 1909-1919 гг. По этой программе для Балтийского флота должно было быть построено: 8 линейных кораблей, 4 броненосных крейсера, 4 легких крейсера, 18 эскадренных миноносца и 12 подводных лодок. Программа эта была утверждена Николаем II 25 марта 1910 года. Государственная же Дума до 1911 года не приступила к рассмотрению этой программы. Тогда 12 марта 1911 года Морским Министром представлен был Государю доклад, в котором указывалось на ненормальную задержку утверждения судостроительной программы Государственной Думой, выражалось опасение, что при такой медлительности к 1915 году Балтийский флот будет лишен крейсеров, миноносцев и подводных лодок, (которые, отслужив положенный им срок службы, к дальнейшей службе будут негодны) и испрашивалось одобрение постройки 4 линейных кораблей, 4 броненосных крейсеров, 36 миноносцев и 12 подводных лодок, не ожидая утверждения судостроительной программы Государственной Думой. Николай II согласился на пересмотр программы. 19 ноября 1911 года эта усиленная программа прошла через Совет Министров и 6 июня 1912 года Государственная Дума большинством 197 голосов приняла усиленную программу судостроения.

Таким образом, для Балтийского Флота по программ 1909 года были заложены 4 линейных корабля («Гангут», «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь») и по программе 1912 года: 4 линейных крейсера («Наварин», «Бородино», «Кинбурн» и «Измаил»), 4 легких крейсера («Светлана» и адмиралы: «Бутаков», «Грейг», «Спиридов», «Невельский» и «Муравьев-Амурский»); 18 подводных лодок и 36 миноносцев, (название которых: «Лейтенант Ильин», «Капитан Зотов», «Капитан Белли», «Капитан Изыльметьев», «Лейтенант Дубасовъ», «Капитан Керн», «Капитан Кинсберген», «Капитан Кроун», «Орфей», «Гром», «Забияка», «Победитель», «Летун», «Десна», «Самсон», «Азард», «Гавриил», «Михаил», «Владимир», «Константин», «Сокол», «Лейт. Ломбард», «Вогланд», «Гренхамн», «Стирсуден», «Патрас», «Хюс», «Тендос», «Рымник», «Смоленск», «Кульм», «Громоносец», «Автроил», «Брячеслав», «Прямислав» и «Федор Стратилат»).

Часть заложенных кораблей была окончена постройкой и вступила в строй во время Первой мировой (или как ее называли, Великой) войны, большинство же кораблей осталось недостроенными.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!