Первая подводная лодка

11 February

Первая известная нам подводная лодка была построена голландскими врачом Корнелиусом Дреббелем (1572-1634), По происхождению крестьянин, Дреббель приобрел своими механическими и физическими опытами огромную славу и был приглашен императором Фердинандом II, королем Чехии и Венгрии, виновником тридцатилетней войны, в учителя к своим сынам. Дреббель изобрел сложный микроскоп. Они приписывает себе также и изобретение термометра, хотя инструмент его, так называемый бельгийский термометр, скорее может быть назван термоскопом.

Корнелиус Дреббель
Корнелиус Дреббель

Подводная лодка Дреббеля была испробована на Темзе в 1629 году. По сообщению очевидцев, лодка эта совершенно погрузилась в воду и прошла под водой довольно значительное расстояние. Нет никаких сведений о том, как она была построена и как маневрировала, но, по-видимому, она приводилась в действие веслами, проходившими через сальники с кожаной набивкой.

Испытание подводной лодки  Корнелиуса Дреббеля
Испытание подводной лодки Корнелиуса Дреббеля

Насколько известно, после попытки Дреббеля прошло свыше полутораста лет до того, как были предприняты новые попытки построить подводную лодку, но за это время не было недостатка в проектах.

Один из проектов, заслуживающих упоминания, приписывается Дж. Уилкинсу, который родился в 1614 году и умер в 1672 году епископом Честерским. Уилкинс в 1638 году издал книгу о возможности обитаемости луны и путешествии на нее, а в 1640 году энергично присоединился к высказанному в то время, но мало признанному предположению, что земля является одной из планет солнечной системы. В 1648 году он написал «Математическую магию или чудеса, которые можно совершать с помощью математической геометрии». Титул книги сообщает мало о её содержании. Между тем, в книге описывается целый ряд механических вспомогательных средств того времени и приводятся соображения относительно подводных лодок и летательных машин. Пятая глава второй части книги носит название: «О возможности построения ковчега для плаванья под водой, трудности и выгоды подобного предприятия».

Преподобный Дж. Уилкинс, епископ Честерский
Преподобный Дж. Уилкинс, епископ Честерский

Изложение этой главы проникнуто острой наблюдательностью и способностью к здравому суждению, но в ней заметно также недостаточное знакомство того времени с законами физики. В трактовке вопроса о построении подводной лодки Уилкинс опирается на попытку Дреббеля, но и идет дальше него, указывая на ряд улучшений и описывая выгоды плаванья под водой. Весьма интересно, что Уилкинс, между прочим, писал о тех «многих выгодах и удобствах», которые может предоставить подводная лодка: «Она надежна в смысле льда и большого холода, которые имеют столь важное значение, делая полными опасности походы вблизи полюсов... Она может оказать неописуемую пользу для подводного исследования и открытий».

Полярный исследователь Губерт Уилкинс
Полярный исследователь Губерт Уилкинс

Выходит, что епископ Уилкинс задумывался над возможностью использования подводной лодки для арктических исследований. И просто изумительно, что одному из его потомков через 283 года, выпало на долю попытаться осуществить эту мысль. Речь и дет об известном предприятии сэра Губерта Уилкинса, задумавшего в 1931 году достигнуть северного полюса на подводной лодке «Наутилус». Любопытно, что, когда Губерт Уилкинс начал серьезно разрабатывать план своей экспедиции, он даже не знал о своем происхождении от столь выдающегося человека и еще меньше о том, что этим человеком замышлялся 283 года тому назад такой же поход в царство вечных льдов.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!