БИТ
578 subscribers

Пограничная стража России. Часть 2.

<100 full reads

Начало - Пограничная стража России. Часть 1.

Пограничною полосою в Российской Империи называлась семиверстная полоса земли от черты границы вглубь Империи, вдоль всей границы. В пограничной полосе искоренение контрабандного промысла, преследование прорвавшейся через границу контрабанды, производство обысков н выемок контрабанды лежало на обязанностях Пограничной Стражи.

Форма чинов Отдельного Корпуса Пограничной стражи образца 1864 года. Рисунок взят из свободного доступа.
Форма чинов Отдельного Корпуса Пограничной стражи образца 1864 года. Рисунок взят из свободного доступа.

За пограничной полосою преследование контрабанды Пограничной Стражей прекращалось и передавалось местной полиции.

На приморской границе пространство в три морские мили от берега признавалось морской таможенной полосою. В этой полосе все суда, как Русские, так и иностранные, подлежали надзору чинов Корпуса Пограничной Стражи.

Граница, для удобства охраны, разделялась на Отряды. Местность при границе, порученная охране Отряда, называлась Дистанцией такого-то отряда (31 бригада и 2 особых Отдела имели свои номера и названия: 1-я Санкт-Петербургская Императора Александра III, 6-я Таурогенская, 24-я Крымская Его Величества и т.д. В каждой бригаде Отделы были по номерам 1, 3-й и т. д. Все отряды и посты имели свои названия, применительно к населенным пунктам: 25 Черноморской бригады Лазаревский Отряд. Того же Отряда пост Головинский и т. д.

Каждый отряд делился на посты (кордоны). Местность, порученная охране поста, называлась расходом такого-то поста. Местность каждого расхода делилась па участки, которые назывались: первым, вторым, третьим и т. д. участком такого-то поста.

Кордоны соединялись между собою патрульной дорогой, которая шла по черте границы. По этой дороге, или тропе, поддерживалось сообщение между кордонами, а также проверка следов через границу и часовых, если таковые были расположены по этой дороге.

Кордоны были расположены, смотря по местности, в одну или две линии. Кроме того в некоторых бригадах имелись еще летучие и железнодорожные Отряды, расположенные по линиям железных дорог. Кордоны 1-й линии были расположены при самой границе, 2-й линии в нескольких верстах (3-6) от них внутри края.

Первая линия охраняла границу часовыми, секретами, дежурными при кордонах и разъездами по границе.

Вторая линия — патрулями, разъездами, высылаемыми внутрь края до конца пограничной полосы, пли под 1-ю линию, а также и секретами.

Наряд для охраны границы был дневной и ночной. И тот, и другой делились на две смены, по 6 часов каждый. В холодное время продолжительность наряда сокращалась до 4 часов и менее. В летнее время, при коротких ночах, ночная охрана производилась в одну смену, но люди, бывшие в ночном наряде не назначались днем на службу на границе.

Наряд дежурных у кордонов л поддежурных производился не по жребию, а по очереди. Они чередовались и сменялись через каждые 6 часов.

Назначение на службу делал старший поста, а за отсутствием помощник его. Когда наступало время высылать смену, старший поста приказывал очередным людям одеваться, а затем сзывал их вынимать жребий, т.е. кому какой достанется номер участка в охрану. Вынутые по жребию номера участков он сейчас же записывал в книгу нарядов и тут же объяснял людям их обязанности на границе, а также предупреждал их, если имелись сведения, что нужно ждать проноса контрабанды. На случай тревоги на каждом посту назначался из числа свободных от службы людей очередной объездчик. (В Пограничной Страже конный пограничник назывался объездчиком, а пеший — стражником). Его лошадь должна быть оседлана, по не взнуздана. Он мог отдыхать разувшись, но не раздеваясь.

На своем участке, часовой был обязан, в случае надобности бить тревогу.

По тревоге па 1-й линии должны были выезжать: разъезд того участка, где произошла тревога, очередные объездчики с соседних постов, старший поста. Также должны спешить на помощь находящиеся вблизи обходы, разъезды и секреты, если последние не имеют особого назначения.

Разъезды 2-й липни, охраняющие тыл 1-й линии, услышав тревогу, должны были усилить наблюдение на своих участках, чтобы в случае прорыва контрабандистов сквозь 1-ю линию, перехватить их.

И, наконец, в приморских бригадах пограничный надзор и охрана границ производились:

Дежурными на пристанях и у кордонов, обходами и разъездами вдоль морского берега, выставлением отдельных часовых на берегу моря, разъездами на судах по морю и, в случае необходимости, — секретами. Приходящие и отходящие суда каботажного плавания вносились, по порядку прихода и отхода их, в особую книгу, имеющуюся для этого на постах. Как правило, все приходящие в места, где не было таможенных учреждений, суда с грузом или без груза поступали в ведение и под надзор чинов местного кордона Пограничной Стражи.

Чины Отдельного Корпуса Пограничной Стражи при исполнении служебных обязанностей по пограничному надзору приравнивались к военному караулу, причем всякий низший чин стражи, поставленный па пост с ружьем или обнаженным холодным оружием, считался часовым и как таковой — был лицо неприкосновенное.

Чипы Отдельного Корпуса при исполнении служебных обязанностей, в качестве часовых или чинов военного караула вне пределов пограничной полосы, пользовались правом употребления оружии на общих с воинскими чипами основаниях.

Если Вам понравился наш материал - поставьте, пожалуйста, "ЛАЙК" и подпишитесь на наш канал